Ученые заявили, что извержение вулкана в Тонга было крупнейшим из когда-либо зарегистрированных

Спутниковый снимок подводного извержения вулкана в Тонга, достигающего стратосферы, 15 января 2022 года. (AAP Image/Tonga Meteorological Services, Government of Tonga)

Извержение вулкана в Тонга в январе стало крупнейшим атмосферным взрывом, зафиксированным со времен извержения Кракатау в Индонезии в 1883 году, утверждают ученые.

Королевство Тонга пострадало от подводного извержения вулкана Хунга-Тонга-Хунга-Хаапай и последовавшего за ним цунами 15 января, которое стерло с лица земли целую деревню на одном из небольших островов Тонга и унесло жизни по меньшей мере трех человек.

Робин Матоза, доцент Калифорнийского университета в Санта-Барбаре, возглавлял 76 ученых в исследовании извержения вулкана в Тонга, которое было опубликовано 12 мая в журнале Science.

В исследовании извержение вулкана описывается как «необычно мощный взрыв», который породил «широкий спектр атмосферных волн, наблюдаемых во всем мире с помощью различных наземных и космических приборов».

Ученые заметили, что низкочастотные волны атмосферного давления, известные как волны Лэмба, обогнули Землю по крайней мере четыре раза в одном направлении и три раза в противоположном в течение шести дней после извержения.

«Амплитуды давления от пика до пика волны Лэмба в зависимости от расстояния показывают, что импульс атмосферного давления, порожденный извержением вулкана Хунга, сопоставим с извержением вулкана Кракатау в 1883 году», — заявили они.

Извержение вулкана Тонга вызвало ионосферные возмущения, а его звук можно было услышать на расстоянии 10 000 километров на Аляске, где была различима последовательность взрывов.

«Атмосферные волны от главного извержения Хунга оказали гораздо более сильное воздействие. Необычные изменения уровня моря или цунами в Тихом океане стали наблюдаться раньше, чем прогнозировалось. В том числе в Карибском и Средиземном морях», — говорится в исследовании.

Между тем, данные миссии NASA Ionospheric Connection Explorer и спутников Swarm Европейского космического агентства показывают, что извержение вызвало «ураганные ветры» и «необычные электрические токи» в ионосфере через несколько часов после того, как оно произошло.

Шлейф поднимается над Тонга во время извержения подводного вулкана Хунга-Тонга-Хунга Хаапай. Снимок сделан японским метеорологическим спутником Himawari-8, 15 января 2022 года. (National Institute of Information and Communications Technology (NICT)/Handout via Reuters)

НАСА заявило 10 мая, что извержение вулкана отправило в небо «гигантский шлейф газов, водяного пара и пыли», вызвав большие перепады давления в атмосфере, которые привели к формированию сильных ветров.

Группа ученых во главе с Брайаном Хардингом, физиком из Калифорнийского университета в Беркли, обнародовала результаты исследования, опубликованного в Geophysical Research Letters.

«Вулкан создал одно из крупнейших волнений в космосе, которые мы наблюдали в современную эпоху», — сказал Хардинг в своем заявлении. «Это позволяет нам проверить плохо изученную связь между нижними слоями атмосферы и космосом».

Извержение также разорвало единственный волоконно-оптический кабель связи Тонга, соединяющий страну с внешним миром. В апреле НАСА заявило, что извержение подводного вулкана было в «сотни раз» сильнее, чем ядерный взрыв в Хиросиме.

«Для сравнения, по оценкам ученых, вулкан Сент-Хеленс взорвался в 1980 году с мощностью 24 мегатонны, а Кракатау взорвался в 1883 году с энергией в 200 мегатонн», — говорится в заявлении НАСА.

По материалам The Epoch Times USA