ІСТИНА І ТРАДИЦІЇ

Сокращение поставок природного газа через Украину вызвало рост цен на газ в Европе

Великая Эпоха
Рабочий на объекте по производству природного газа в поселке Дашава, Львовской области, Украина, 18 сентября 2014 года. (Sean Gallup/Getty Images)

Цены на природный газ в Европе подскочили после того, как 11 мая государственный трубопроводный оператор Украины перекрыл поток российского газа в точке входа в Сохрановку на границе между Луганской областью и Донбассом.

Накануне украинская компания Gas TSO объявила, что из-за отсутствия физического контроля над своим газопроводом в контролируемых Россией районах Восточной Украины она не в состоянии выполнять свои контракты и прекращает поставки своим клиентам на Западе.

Украинский экспортер газа заявил, что неоднократно сообщал российскому государственному контрагенту «Газпрому» о потенциальных угрозах потокам из-за вмешательства после потери контроля над своими объектами на востоке страны, но их «обращения были проигнорированы».

Компания обвинила российские оккупационные силы во вмешательстве в свою деятельность и в том, что они отводят газ таким образом, что это ставит под угрозу стабильность трубопроводной системы.

Это был первый случай нарушения работы трубопровода через Украину с момента вторжения России в страну в конце февраля этого года.

Украинский оператор также заблокировал транспортировку газа через свою пограничную компрессорную станцию Новопсков, которая поставляет около трети газа из России в Европу.

Европейские цены на природный газ через хаб TTF к утру 11 мая по лондонскому времени выросли более чем на 6,4 %.

Газоизмерительная станция в Сохрановке и Новопскове, расположенные в контролируемых Россией районах страны, до сих пор работали беспрепятственно.

ГТС Украины обвинила «оккупантов» в прекращении предоставления услуг и заявила в официальном заявлении, что «в результате военной агрессии Российской Федерации против Украины, несколько объектов ГТС находятся на территории, временно контролируемой российскими войсками и оккупационной администрацией».

«В настоящее время ГТСУ не может осуществлять оперативный и технологический контроль над КС «Новопсков» и другими объектами, расположенными на этих территориях».

«Более того, вмешательство оккупационных сил в технические процессы и изменение режимов работы объектов ГТС, включая несанкционированный отбор газа из транзитных потоков газа, поставило под угрозу стабильность и безопасность всей украинской газотранспортной системы».

Оператор газопровода заявил, что он по-прежнему сможет выполнить свои транзитные обязательства перед Европой, перенаправив газ через точку соединения «Суджа», которая находится на контролируемой Украиной территории.

Газпром заявил, что просьба Украины была «технологически невыполнима» и он не видит оснований для такого решения, однако поток газа в Судже удалось увеличить за ночь примерно на 8 млн кубометров в сутки.

Германия, которая нуждается в газе для своей крупной промышленности, в настоящее время получает на 25 % меньше газа через Украину, как сообщило 11 мая Министерство энергетики Германии.

Увеличение поставок газа из Норвегии и Нидерландов частично компенсирует недостаток, сказала Анника Айнхорн, представитель министерства энергетики, отметив далее, что большая часть российского газа поступает в Германию по трубопроводу «Нордстрим — 1» через Балтийское море, а не через Украину.

Однако доля российского газа, поступающего в Европу через Украину, с начала войны снизилась примерно до 18 %.

Недавно Россия прекратила поставки природного газа в Польшу и Болгарию после того, как эти две страны отказались платить за газ в рублях.

Логотип газопровода «Северный поток — 2» на трубе на Челябинском трубопрокатном заводе в Челябинске, Россия, 26 февраля 2020 года. (Maxim Shemetov/Reuters)

На долю России приходится около 40 % всего импорта природного газа Европейского союза.

ЕС, который в значительной степени зависит от поставок российских энергоносителей, подвержен рецессии, если столкнется с полным прекращением поставок нефти и природного газа из Москвы, поскольку в настоящее время у него нет серьезной альтернативы.

Хотя Брюссель уже вводит запрет на российский уголь, а в дальнейшем планирует постепенно прекратить импорт российской нефти, природный газ пока не стал объектом прямого воздействия, поскольку его гораздо сложнее импортировать из других источников.

Даже если бы европейские страны использовали все свои оставшиеся импортные мощности для поставок газа от нероссийских поставщиков, это позволило бы заместить лишь чуть менее 29 % импорта российского газа.

Прекращение поставок газа само по себе ударит по европейским отраслям промышленности, таким как металлургия, производство удобрений, стекла и керамики, которые уже начали сокращать производство из-за высоких цен на газ.

Ожидается, что частные потребители столкнутся с еще более высокими счетами за электричество и отопление, что, вероятно, сильнее ударит по ним этой зимой.

По материалам The Epoch Times USA