ІСТИНА І ТРАДИЦІЇ

Китайская вакцина COVID основана на технологии, разработанной совместно канадским ученым и генерал-майором армии Китая: Эксперт

Великая Эпоха
Генерал-майор Чэн Вэй (слева) получает награду от китайского лидера Си Цзиньпина во время церемонии чествования людей, боровшихся с пандемией, в Большом зале народных собраний в Пекине 8 сентября 2020 года. (Nicolas Asfouri/AFP via Getty Images)

Вакцина от COVID-19 китайской компании CanSino создана на основе технологии, разработаной при изучении вируса Эбола ныне уволенным учёным из правительственной лаборатории в Виннипеге и китайским генерал-майором, — сообщает эксперт.

Партнёрство между правительствами Китая и Канады по клинической разработке вакцины CanSino было объявлено 12 мая 2020 года, однако позже было расторгнуто 26 августа 2020 года, после того как Пекин заблокировал отправку вакцины в Канаду.

Разработка вакцины велась компанией в партнерстве с Народно-освободительной армией Китая под руководством генерал-майора Чен Вэй, военного ученого-медика. В сентябре 2020 года Чэнь получила высокую оценку китайского лидера Си Цзиньпина и была награждена на церемонии за её роль в разработке вакцины.

Ранее Чен Вэй сотрудничала с доктором Сянгуо Цю, учёной из Национальной лаборатории микробиологии (NML) в Виннипеге, Канада. Результаты их совместных исследований были опубликованы в научных журналах, в том числе в 2016 году – об аденовирусной вакцине против вируса Эболы. В исправлении к статье от 2017 года говорится, что Цю и Чэн «внесли равный вклад в эту работу».

Цю и её муж и коллега-учёный Кединг Ченг вместе с группой китайских студентов были выдворены из NML в июле 2019 года на фоне полицейского расследования. Пара была официально уволена из лаборатории в январе 2021 года.

Логотип компании CanSino Biologics Inc изображен на штаб-квартире компании в Тяньцзине, Китай, 17 августа 2020 года. (Reuters/Thomas Peter)

Федеральное правительство отказалось предоставить подробную информацию о причинах увольнения Цю и Ченга, ссылаясь на соображения конфиденциальности и национальной безопасности.

Джо Ванг, который ранее возглавлял программу разработки вакцины против атипичной пневмонии в Канаде в одной из ведущих фармацевтических компаний мира, говорит, что очевидно, что вакцина COVID-19 основана на той же технологии аденовируса, которая описана в работе Цю и Чэн от 2016 года.

«И вакцина против Эболы [описанная в статье], и вакцина COVID компании CanSino являются рекомбинантными вакцинами. Рекомбинантная вакцина — это конструкция антигена, генетически введенного в вектор. Можно использовать один и тот же вектор с разными антигенами, направленными против разных патогенов» – пояснил Ванг.

«В случае с вакциной CanSino COVID используется технология аденовирусного вектора, аналогичная той, что применяется для Эболы».

Более того, по словам Ванга, генеральный директор и соучредитель CanSino Сюэфэн Ю также указан в качестве автора статьи.

Ю, выпускник Макгилла, с 1998 по 2010 год работал в канадском офисе крупной фармацевтической компании Sanofi Pasteur, причем уволился он с этой компании с должности директора.

Компания CanSino запатентовала свою вакцину COVID-19 11 августа 2020 года.

Канадские консерваторы критиковали либеральное правительство за партнерство с китайской компанией в разработке вакцины, заявляя, что это вызывает опасения по поводу безопасности, а также способствует медленному распространению вакцин в Канаде по сравнению с другими странами.

«CSIS [Канадская служба безопасности и разведки] годами указывала на то, что CanSino представляет угрозу национальной безопасности, но либералы закрыли глаза на наших канадских экспертов» – написала лидер Тори Эрин О'Тул (Erin O’Toole) в декабре 2020 года в комментарии изданию National Post. «После несомненного извлечения полезных канадских исследований в области вакцин, Китай разорвал отношения и отказался поставлять образцы».

Либералы защищали свою сделку с CanSino, заявив, что они подписали сделки с другими производителями до того, как партнерство с CanSino сорвалось.

«Мы положили яйца в самые разные корзины насколько это было возможно, и именно поэтому у нас самый разнообразный портфель вакцин и больше доз на душу населения, чем в любой другой стране мира. Мы всегда были рядом с канадцами» – заявил премьер-министр Джастин Трюдо в Палате общин 2 декабря 2020 года.

Проблемы интеллектуальной собственности

До увольнения с должности в NML, Цю несколько раз совершала официальные поездки в китайский Уханьский институт вирусологии (WIV) и проводила обучение по безопасности в лаборатории четвертого уровня. Она также организовала отправку образцов вирусов Эбола и Хенипа из NML в WIV в марте 2019 года с разрешения руководства NML.


Национальная лаборатория микробиологии в Виннипеге на фотографии из архива. (The Canadian Press/John Woods)

Представитель Агентства общественного здравоохранения Канады, которое курирует NML, ранее сообщил The Epoch Times, что образцы были отправлены в WIV в целях научного исследования.

На вопрос, были ли заключены какие-либо соглашения, связанные с интеллектуальной собственностью, до отправки образцов, пресс-секретарь Марк Джонсон ответил: «Было решено, что защита интеллектуальной собственности не требуется для обмена этими образцами, учитывая, что целью передачи было содействие исследованиям на благо здоровья людей и продвижение научного поиска в области профилактики и лечения инфекционных заболеваний».

Цю и генерал-майор Чэн, ведущий эксперт по биооружию в Академии военных наук Китая, опубликовали ещё одну научную работу о вирусе Эбола, представленную в журнале mAbs в январе 2020 года, причём было указано о принадлежности Цю к NML. Это произошло уже после того, как в июле 2019 года Цю и её мужа выпроводили из лаборатории, но до их официального увольнения в январе 2021 года.

Консерваторы поинтересовались у либерального правительства, передавали ли Цю и Чэн какую-либо интеллектуальную собственность Китаю.

«Передавали ли двое канадских учёных, уволенных из лаборатории в Виннипеге, канадскую интеллектуальную собственность в Китай, в том числе в Уханьский институт вирусологии?» — говориться в заявлении от 17 сентября Майкла Чонга, кандидата от консерваторов, добивающегося переизбрания в Веллингтон-Халтон-Хиллз. Чонг является критиком консерваторов по вопросам иностранных дел.

Чонг также попросил подтвердить, получали ли китайские военные когда-либо физический доступ в NML. В начале этого года газета Globe and Mail сообщила, что учёные NML сотрудничали с китайскими военными исследователями в работе над смертельными патогенами, и что китайский военный исследователь Фейху Янь работал в лаборатории в течение некоторого времени.

Несмотря на неоднократные запросы оппозиционных партий, либеральное правительство отказалось предоставить подробную информацию о причинах увольнения Цю и Чэна из NM, ссылаясь на соображения конфиденциальности и национальной безопасности.

Депутаты Палаты общин издали приказ, требующий от правительства раскрыть информацию, но правительство обратилось в суд с иском к спикеру Палаты общин с требованием не предоставлять документы. Правительство прекратило судебное разбирательство после того, как 15 августа были назначены выборы и парламент был распущен.

Тори обвиняет либералов в том, что они назначили выборы, чтобы скрыть детали произошедшего в NML и информации о сотрудничестве с генерал-майором Чэн.

«Теперь мы знаем, почему Джастин Трюдо назначил эти досрочные выборы стоимостью 600 миллионов долларов, рискуя здоровьем канадцев в разгар четвёртой волны пандемии: чтобы предотвратить обнародование документов лаборатории в Виннипеге в парламенте и скрыть то, что произошло в лаборатории в Виннипеге» – сказал Чонг.

Либеральная партия не ответила на просьбу о комментарии.

Источник: The Epoch Times