Снег полон жизни: тайной и многообразной

Зимой снег часто дарит взрослым и детям ощущение сказки. И всё же люди в основном воспринимают холод и другие аспекты зимы как явления, подавляющие любое проявление жизни.

Когда мы смотрим на снег, то видим просто некую субстанцию, которая принимает различные формы: от снежинок и ледяных крупинок до больших хлопьев. Между тем, на самом деле он населён мириадами микроскопических существ.

Снег полон жизни: тайной и многообразной

Хотя жизнь, как правило, зависит от воды в жидком виде, некоторые организмы могут существовать даже при низких температурах, в снегах и льдах.

Даже свежевыпавший снег полон разнообразными видами жизней, и учёным удалось открыть многие из них только в последнее время.

Арбузный снег

Это явление получило такое название из-за оттенков (от розовых до красных), в которые иногда окрашиваются участки снега высоко в горах. Первое письменное упоминание о красном снеге было оставлено ещё древнегреческим философом Аристотелем. В 19-м веке учёные смогли разгадать причину данного феномена: оказывается, необычную окраску снежному покрову придаёт размножение холодолюбивой водоросли Chlamydomonas nivalis.

Обширные колонии

Даже безупречно белый снег содержит большое количество организмов. Учёные, опубликовавшие статью в журнале Microbial Ecology, рассказывают, что были поражены биологическому разнообразию, которое открылось им во время исследований. Изучив несколько образцов снега из Северной Европы и Северной Америки, они обнаружили целое царство бактерий, грибов и водорослей в, казалось бы, безжизненном снегу.

Создатели снежинок

Удивительно, но снег несёт множество видов жизней ещё до того, как он коснётся земли. А некоторые из них даже непосредственно участвуют в его образовании.

Для формирования снежинки необходимо, чтобы молекулы воды собрались вокруг некоего ядра — это может быть частичка пыли или сажи, но очень часто в его качестве выступает бактерия вида Pseudomonas syringae. Эти бактерии попадают в атмосферу вместе с влагой, которая испаряется из листьев или почвы, или же поднимаются в небо с порывами ветра.

Поверхность Pseudomonas syringae содержит белки, которые способствуют замерзанию воды. Эти бактерии считаются настолько эффективными для образования снежинок, что их используют для создания искусственного снега на лыжных склонах.

Тайные жители

Большая часть ледяного покрова планеты является труднодоступной и малоизученной. Учёные предполагают, что существуют особые водоросли, которые живут в ледниках. Признаки бактериальной жизни были обнаружены и в Антарктиде: в её снежном покрове, а также в тёмных озёрах, скрытых на большой глубине подо льдом.

Читайте далее:

7 самых странных творений природы изо льда и снега

Куда зимой исчезают насекомые?

Эти странные и прекрасные лишайники — что мы знаем о них?