ІСТИНА І ТРАДИЦІЇ

Сбор личных данных в Китае является беспрецедентным и вызывает обеспокоенность

Великая Эпоха
Вид с улицы на камеры видеонаблюдения, установленные перед площадью Тяньаньмэнь в Пекине. (Qilai Shen/Bloomberg via Getty Images)

Компартия Китая (КПК) собирает большое количество личных данных о гражданах в беспрецедентных масштабах, включая создание крупнейшей в мире базы данных ДНК, а также образцов лица, голоса и радужной оболочки глаза.

Китай становится государством слежки

Согласно публикации американского издания «Нью-Йорк Таймс» от 21 июня, более 100 тысяч тендерных документов местных властей в Китае дают полное представление о том, как партия контролирует страну.

Авторы статьи выделили несколько основных способов контроля над гражданами, которые используют китайские власти.

Так, китайские правоохранители устанавливают многочисленные камеры наблюдения с функцией распознавания лиц в частных местах, таких как жилые дома, караоке-залы, рестораны, отели и т. д. Все полученные с камер данные хранятся на правительственных серверах. Более половины из почти 1 миллиарда камер наблюдения в мире расположены в Китае.

Кроме этого, китайские власти используют устройства слежения за мобильными телефонами, такие как детекторы Wi-Fi и IMSI-перехватчики, чтобы связать виртуальную активность людей с реальной жизнью, что позволяет полиции отслеживать их перемещения и использовать лазейки в системе безопасности для получения личной информации. Так, был случай, когда бюро общественной безопасности в провинции Гуандун идентифицировало человека как уйгура, обнаружив приложение с уйгурским словарём, установленное на его мобильном телефоне. Все уйгуры в Китае находятся под строгим наблюдением властей.

В тендерных документах провинции Фуцзянь говорится, что в распоряжении местных властей есть 2,5 миллиарда изображений лиц и что конечной стратегической целью модернизации системы видеонаблюдения является «реализация управления и контроля над персоналом».

Китайские власти также в больших масштабах собирают генетические данные людей, не связанных с преступностью, в том числе образцы ДНК, отпечатки радужной оболочки глаза и записи голоса. Также органы государственной безопасности получают данные об Y-хромосоме мужчин, что эквивалентно получению информации о членах их семей по отцовской линии. По меньшей мере в 25 китайских провинциях есть такие базы данных.

В статье также говорится, что КПК пытается соединить все эти данные и создать всеобъемлющий профиль граждан, к которому могут получить доступ органы власти на всех уровнях. Согласно внутреннему документу компании Megvii, одного из крупнейших китайских производителей оборудования для наблюдения, их программное обеспечение объединяет собранные личные данные, которые отображают, чем человек занимается, какую одежду носит, на каком транспортном средстве ездит, какими устройствами пользуется, а также его социальные связи и т.д. Китайские службы общественной безопасности уже используют этот продукт.

Пекин строит цифровой тоталитаризм

Авторы статьи делают вывод о том, что китайские власти создают систему, которая позволит государству в максимальной степени отслеживать деятельность и социальные контакты граждан, что поможет ей укрепить своё авторитарное правление.

Фэн Чунъи, доцент сиднейского Технологического университета, сказал в интервью The Epoch Times, что западные СМИ используют термин «авторитарный», однако в данном случае более уместным будет слово «тоталитарный», поскольку режим КПК осуществляет всеобъемлющий контроль над государством и обществом, включая все аспекты политики, экономики, культуры и информации. Именно это даёт ему ощущение безопасности.

По словам Фэна, в прошлом компартия Китая для контроля над обществом использовала человеческие ресурсы, а теперь в её распоряжении высокотехнологичные инструменты.

В последнее время даже «коды здоровья», предназначенные для противодействия пандемии, стали инструментом «поддержания стабильности». С их помощью власти ограничивают передвижения граждан. Например, чтобы люди, не имеющие возможности снять свои банковские вклады, не собирались на акции протеста в провинции Хэнань, им был присвоен «красный код», который полностью ограничил их передвижение.

По материалам Epoch Times