ІСТИНА І ТРАДИЦІЇ

Все признаки указывают на нестабильную экономическую ситуацию в Китае

Великая Эпоха
Шанхай, Китай. (Qilai Shen/Bloomberg via Getty Images)

Есть признаки того, что экономическая ситуация в Китае становится все более нестабильной.

В прошлом году компартия Китая (КПК) ужесточила контроль над экономикой. Этот шаг без сомнений нанёс серьёзный удар по перспективам экономического развития страны. Сейчас, в условиях общенационального карантина в Китае, вызванного обострением эпидемии вируса COVID-19, у огромного числа потребителей и бизнес-сообщества наблюдается депрессивное состояние. К этому добавляется глобальная геополитическая нестабильность, вызванная вторжением России в Украину. Риск экономического спада очевиден.

Наднациональные компании должны хорошо продумать свою стратегию на рынке Китая, чтобы быть готовыми к экономическому спаду. Особенно это касается тех, кто в значительной степени зависит от Китая ― второго по величине рынка в мире. Например, промышленные и сырьевые компании, розничные торговцы предметами роскоши и т. д.

В 2022 году экономика Китая резко начала замедляться. Это связано с тем, что китайские власти ввели драконовские меры по борьбе с пандемией, затронувшие десятки городов, в том числе такие крупные экономические центры страны, как Шанхай и Шэньчжэнь. Всё это серьёзно затруднило деятельность многочисленных предприятий, как в Китае, так и во всем мире. Некоторые экономисты надеялись, что Пекин ослабит свою политику в отношении COVID-19 и примет меры для спасения экономики. Однако пока этого не произошло и даже наоборот, власти КНР демонстрируют диаметрально противоположный подход, в результате чего состояние экономики продолжает ухудшаться.

В начале мая этого года состоялось заседание Политбюро компартии Китая, на котором высшее партийное руководство заявило о своей решимости продолжать усиливать «политику нулевой терпимости» в отношении COVID-19 по всей стране. Постоянный комитет Политбюро во главе с лидером партии Си Цзиньпином заявил, что Китай сделает всё возможное для борьбы со вспышкой коронавируса «независимо от цены».

Согласно официальному прогнозу Пекина, в 2022 году рост ВВП Китая должен составить 5,5 %, но это вряд ли достижимо. Ряд обычных индикаторов уже начинают указывать на надвигающийся спад.

Так, в апреле спад в сфере услуг Китая был самыми быстрым с момента начала пандемии в феврале 2020 года.

Индекс деловой активности в сфере комплексных услуг Китая в апреле упал до 36 пунктов с 42 в марте, что стало четвёртым месячным снижением подряд. Когда этот индекс выше 50, значит сектор услуг растёт, и, соответственно, наоборот.

Другой экономический индикатор ― это индекс деловой активности в сфере производства. В апреле он также упал до 46 пунктов по сравнению с 48 в марте. Падение было самым быстрым с февраля 2020 года. Это значит, что заводы получают всё меньше заказов. Основной причиной являются продолжающиеся локдауны.

Мрачные экономические перспективы побудили китайские власти публично заявить, что они как можно скорее примут различные меры экономического стимулирования.

Одной из таких мер является снижение налогов, включая сокращение налога на добавленную стоимость (НДС), которое Госсовет недавно пообещал предприятиям. Ещё одно потенциальное смягчение — это помощь технологическому сектору. Всего через несколько месяцев после появления риторики, связанной с регулированием китайской «платформенной экономики», сообщения государственных СМИ сбавили накал по этой теме, и было объявлено, что правительство работает над развитием инфраструктуры и расширением логистической поддержки для поощрения «здорового развития» различных отраслей.

Недавно базирующаяся в Пекине крупная партийная газета Economic Daily опубликовала редакционную статью, в которой подтвердила сдвиг политики центральных властей в отношении технологических компаний в сторону ослабления мер регулирования. В статье говорится, что чрезмерное регулирование, начавшееся в 2020 году, подходит к концу, после чего последует регулирование, «основанное на правилах и рыночных механизмах».

Есть и немало других подобных изменений. Недавно премьер-министр Китая Ли Кэцян объявил о поддержке жизненно важной экспортной отрасли. Эти меры включают оказание помощи компаниям в обеспечении заказов на иностранные товары, поддержка стабильного курса юаня и расширение поддерживаемого государством финансирования складских и товарно-материальных запасов.

Однако сектор недвижимости вряд ли увидит какое-либо восстановление в ближайшее время. Продажи жилья в стране в апреле были вдвое меньше, чем в том же месяце годом ранее, даже несмотря на то, что многие китайские города сняли ограничения на покупку недвижимости.

Шанхайская партийная газета Yicai Global недавно сообщила, что продажи 100 ведущих застройщиков Китая в апреле упали на 59 % по сравнению с аналогичным периодом 2021 года и на 16 % по сравнению с предыдущим месяцем. Нет сомнений в том, что замедление экономики и продолжающиеся меры по сдерживанию распространения COVID-19 серьёзно подорвали желание граждан тратить деньги.

Наднациональные компании, значительная доля операций которых связана с Китаем, возможно, уже ощутили на себе тяжесть экономического спада.

Автор: экономист Фань Юй

По материалам Epoch Times