ІСТИНА І ТРАДИЦІЇ

Разрыв между богатыми и бедными увеличивается. Китайский рынок роскоши переживает бум

Великая Эпоха
Китайские женщины на фоне витрины люксового магазина, 10 марта 2020 года в Пекин, Китай. (Kevin Frayer/Getty Images)

Китайский рынок предметов роскоши растет, и ожидается, что в течение трех лет он станет крупнейшим в мире рынком предметов роскоши. Между тем, индекс Джини (Gini index — показатель распределения доходов) превысил сигнальную отметку в 0,4, установленную ООН, сигнализируя о том, что разрыв между богатыми и бедными продолжает увеличиваться.

В докладе «Рынок роскоши в Китае: 2021 год — год контрастов», опубликованном в этом году американской консалтинговой компанией Bain & Company, отмечается, что, несмотря на растущие глобальные, социальные и экономические проблемы, китайский рынок роскоши за последние два года изменил тенденцию и сильно вырос. Он увеличится на 48% в 2020 году, а в 2021 году — на 36% до 471 млрд юаней ($74 млрд), удвоившись всего за два года.

Мужчина рассматривает спортивный автомобиль Maserati, выставленный в дорогом торговом центре в Шанхае, 16 сентября 2011 года. (Mark Ralston/AFP via Getty Images)

Резкий рост рынка предметов роскоши, отчасти вызванный эпидемией COVID-19, затрудняющий выезд китайцев за границу и стимулирующий покупки на родине, будет способствовать превращению Китая в крупнейший в мире рынок предметов роскоши к 2025 году, говорится в докладе.

Согласно данным годового отчета, продажи кожаных изделий росли быстрее всего, примерно, на 60%, на втором месте — модная одежда — темпы роста около 40%. Продажи ювелирных изделий выросли на 35%, продажи элитных часов увеличились примерно на 30%, а расходы на косметику класса люкс выросли примерно на 20%.

Неудивительно, что рынок роскоши в Китае находится в самом разгаре, в крупных городах люди часто видят длинные очереди у магазинов Cartier, LV, Prada, Gucci и Hermes. Рынок подержанных предметов роскоши также процветает, например, крокодиловая Hermes Kelly28 продавалась по цене 280 000 юаней ($44 000), согласно JD, китайскому сайту электронной коммерции.

Богатство против выживания

Девушка-мигрант из провинции Хэнань стирает белье в общем дворе на несколько семей, 5 мая 2003 года, Пекин, Китай.

На фоне богатых китайских потребителей, тратящих свои деньги в магазинах роскоши, поражает история девушки Ву Хуаянь, приехавшей из юго-западной китайской провинции Гуйчжоу. По данным The New York Times, 24-летняя Ву училась в университете, но весила меньше 23 кг при росте 135 см. Чтобы сэкономить деньги на лечение брата, Ву часто ела только рис и чили, в результате чего находилась в состоянии хронического недоедания, что сказалось на ее сердце и почках. Ву умерла 13 января 2020 года.

Директор Национальной статистической службы Китая, в сентябре 2021 года заявил, что индекс Джини в Китае в 2020 году составил 0,468, относительно показателя в 0,465 в 2019 году, что отражает ухудшающееся состояние распределения богатства между богатыми и бедными в Китае.

Согласно докладу Детского фонда ООН, вышедшим в октябре 2021 года, 26,6%, что составляет примерно 373 миллионов китайцев (с населением в 1,4 миллиарда человек) по-прежнему живут за чертой бедности с уровнем дохода в $5,50 в день.

Премьер-министр Китая Ли Кэцян во время пресс-конференции на третьей сессии 13-го Национального конгресса в мае 2020 года заявил, что в Китае 600 миллионов человек живут со средне-низкими доходами, а их среднемесячный доход составляет менее 1000 юаней (около $157).

В Китае много бедных людей, так почему же его рынок роскоши по-прежнему занимает одно из первых мест в мире? Ванг Цзюнь, бывший директор международного отдела Института экономики Unirule в Пекине, рассказал The Epoch Times, что это связано с тем, что население Китая достаточно велико.

«Даже если процент богатых людей в Китае довольно низок, скажем, несколько сотых или несколько тысячных долей, но демографическая база Китая значительна», общее число богатых людей в Китае, по оценке Ванга, вероятно, превосходит общее население многих европейских стран.

Согласно отчету Hurun Report за 2020 год, в Китае число «обеспеченных домохозяйств» с состоянием в $6 млн юаней ($940 000) достигло 5 млн; «состоятельных домохозяйств» с состоянием в $10 млн юаней ($1,57 млн) достигло 2 млн; а «сверхсостоятельных домохозяйств» с состоянием в $100 млн ($15,7 млн) достигло 130 000.

Среди домохозяйств со сверхвысоким чистым капиталом — 75% составляют владельцы бизнеса, 15% — спекулянты недвижимостью, а 10% — профессиональные акционеры.

Из «состоятельных домохозяйств» 60% — владельцы бизнеса, 20% — золотые воротнички (высшее руководство корпоративных групп и многонациональных компаний), 10% — спекулянты недвижимостью и 10% — профессиональные держатели акций.

В Китае богатые спекулянты склонны выставлять свое богатство напоказ. Ванг, который несколько лет прожил в Германии, обнаружил, что новейшие немецкие автомобили класса люкс чаще всего можно увидеть не в Германии, а в Китае.

«Даже Audi Q7 — редкость в Германии, — сказал он, — немцы большие и должны ездить на больших машинах, но их это не волнует». Однако в Китае многие люди ездят на роскошных автомобилях, любят выпендриваться».

Ванг Цзюнь назвал феномен погони китайцев за предметами роскоши своего рода «социальной психологией» бумеров, в то время как в Европе и США такого явления нет.

Коррупция

В Китае коррупция среди чиновников коммунистической партии способствовала росту рынка роскоши. В последние годы появились сообщения о коррумпированных китайских чиновниках, которые накопили огромное количество имущества и денег.

Один из типичных случаев — Гу Цзюньшань, бывший заместитель начальника Главного управления материально-технического снабжения Народно-освободительной армии, который владел более чем 30 апартаментами в престижном районе Пекина. В Шанхае Гу продал участок армейской земли за более чем 2 млрд юаней ($320 млн), с которого он получил 6-% откат. Пекинские власти изъяли в доме Гу сотни ящиков вина «Маотай», известного китайского предмета роскоши, а также золото и другие ценности, которые заполнили четыре грузовика, по данным китайских СМИ Sina от 6 апреля 2014 года.

18 марта 2012 года Син Либинь, председатель Liansheng Group, потратил 70 млн юаней ($11 млн) на экстравагантную свадьбу своей дочери в Санье, провинции Хайнань. Расходы включали приглашение многих знаменитостей, аренду пятизвездочных отелей, таких как Hilton и Marriott, и фрахт трех самолетов для перевозки гостей.

Син — самый богатый человек в Люлине, провинция Шаньси, с состоянием более 10 млрд юаней ($1,57 млрд). Считается, что его поразительное богатство стало результатом сговора с местными властями. Син купил все акции государственной угольной шахты Сингву по низкой цене — 80 млн юаней ($12,58 млн). Согласно официальной информации, запасы шахты составляют 140,212 млн тонн. Расчеты на основе этих данных показывают, что Xing заплатила всего 0,57 юаня ($0,08) за тонну угля, то есть, практически даром, — сообщает Southern Metropolis Daily.

Мнения, выраженные в этой статье, являются мнением автора и не обязательно отражают точку зрения The Epoch Times.

Автор — Дженни Ли сотрудничает с The Epoch Times с 2010 года. Освещает китайскую политику, экономике, правах человека и отношениях между США и Китаем.

По материалам The Epoch Times USA