ІСТИНА І ТРАДИЦІЇ

Китайцы размышляют о тёмном прошлом

Великая Эпоха
Китайский народ просит прощения за то, что сделал во время Культурной революции.

Плакат с критикой на одного политика и Конфуция в Китае во время культурной революции
Плакат с критикой на одного политика и Конфуция в Китае во время культурной революции

Пропагандистский плакат, на котором изображёны приверженцы Партии, критикующие Конфуция в Китае во время Культурной революции

Если когда-то в школе вы били своего учителя по голове, называя его «капиталистическим пережитком», или выводили своих одноклассников на общественное собрание для публичной критики, вероятно позже, даже 40 лет спустя, вы захотите принести извинения за содеянное.

Такое насилие было широко распространено во время культурной революции в Китае с 1966 по 1976 годы. Однако те, кто претерпел издевательства и унижения в тот период, так никогда и не были восстановлены в своих правах.

Коммунистическая партия Китая (КПК) никогда не делала надлежащего отчёта о том периоде. Лишь заявила, что бывший лидер КПК Мао Цзэдун был «не прав на 30%». Все оставшиеся в живых должны теперь просто продолжать жить дальше.

Ныне же обычные китайцы хотят очистить свою совесть. Они пишут письма в редакцию и через блоги и микроблоги извиняются перед преподавателями и стариками за ужасные злодеяния, которые они совершали в период того жестокого десятилетия.

Чэнь Сяолу, сын известного в Китае генерала, даже нанёс визит своему бывшему директору школы в Пекине Вэнь Ханьцзяну, чтобы лично извиниться перед ним за то, что когда-то сделал.

Учитель Вэнь Ханьцзян сидит слева, а Чэнь Сяолу (в центре) делает жест рукой . Чэнь навестил своего учителя, чтобы извиниться за то, что жестоко обращался с ним во время Культурной революции. Скриншот: dwnews.com/Велика Епоха
Учитель Вэнь Ханьцзян сидит слева, а Чэнь Сяолу (в центре) делает жест рукой . Чэнь навестил своего учителя, чтобы извиниться за то, что жестоко обращался с ним во время Культурной революции. Скриншот: dwnews.com/Велика Епоха

Учитель Вэнь Ханьцзян (сидит слева), Чэнь Сяолу (по центру, жестикулирует). Чэнь пришёл к учителю домой, чтобы извиниться за то, что совершал нападки на него во время Культурной революции. Скриншот: dwnews.com/Велика Епоха

«Когда я был лидером хунвэйбинов (Красной гвардии) и главой школьного комитета, то из-за меня многие учителя и их ученики подверглись критике и были отправлены в трудовые лагеря», ― написал Чэнь в открытом письме, которое опубликовал в своём блоге в августе этого года. Термин «критика» относится к ярым словесным нападкам и публичному унижению, которые наносили классовым врагам в то время.

«Мне очень хотелось восстать против той власти, но у меня не хватало смелости остановить бесчеловечные преследования, ― продолжил он. ― Я боялся быть причисленным к врагам культурной революции. Это было ужасное время».

«Подобные действия, которые нарушают нашу Конституцию, попирают права человека, никогда и ни в какой форме не должны больше повториться в Китае!» ― добавил он.

В Интернете поддерживают публичное покаяние, так как многие молодые люди всё больше испытывают разочарование из-за контроля средств массовой информации со стороны коммунистической партии и поддерживают откровения тех, кто участвовал в насилии.

«Культурная революция является тёмным прошлым в истории Китая, ― написал на популярном сервисе Weibo Гао Хуэйминь, сотрудник из университета Фудань в Шанхае. ― Трагедию, которую пришлось пережить китайскому народу, трудно описать».

Поскольку китайские граждане мало знают о Культурной революции, то они часто испытывают шок от информации, опубликованной в этих покаянных заявлениях. Правда о насильственных действиях рядовых граждан, особенно молодёжи, против родителей, учителей, соседей и друзей, пугает их.

Во время Культурной революции дочь заявила отцу: «Я разрываю все связи с тобой!» Отец был вынужден носить табличку с надписью: «член банды». Иллюстрация: theepochtimes.com
Во время Культурной революции дочь заявила отцу: «Я разрываю все связи с тобой!» Отец был вынужден носить табличку с надписью: «член банды». Иллюстрация: theepochtimes.com

Во время Культурной революции дочь заявила отцу: «Я разрываю все связи с тобой!» Отец был вынужден носить табличку с надписью: «член банды». Иллюстрация: theepochtimes.com

«Я никогда себе этого не прощу», ― сказал в интервью изданию Beijing News Чжан Хунбин в марте этого года. Он рассказал, как будучи хунвэйбином (студентом-участником Красной гвардии), осудил свою собственную мать, назвав её «контрреволюционеркой» за критику политики Мао. Чжан равнодушно наблюдал, как её арестовывают, и через полгода, также без сожаления, наблюдал за тем, как перед казнью мать на помосте поставили на колени и расстреляли.

В попытке искупить свою вину Чжан рассказал, что в 2011 году он обратился к местным властям за разрешением сделать могилу матери историческим памятником в знак напоминания о том страшном времени в истории Китая.

Во время Культурной революции Мао Цзэдун с помощью радикально настроенного поколения молодых студентов-хунвэйбинов (красногвардейцев) ― яростных «бунтовщиков» — перевернул Китай с ног на голову, чтобы в условиях хаоса укрепить свою власть в партии. Политические соперники получили власть в начале 1960-х годов, и Культурная революция стала местью Мао.

Письма с раскаянием раскрывают правду о фанатичной молодёжи, которая погубила миллионы невинных людей. Они либо сами непосредственно жестоко избивали их, либо косвенно, через осуждение властями, которые часто отправляли жертв на расстрел. Мао предоставил молодой Красной гвардии свободу действий и приказал милиции не вмешиваться, одобряя, таким образом, всё более нараставшие насильственные действия молодёжи.

В марте этого года бывший хунвэйбин Лю Боцинь опубликовал письмо с извинениями в реформистском журнале «Яньхуан Чуньцю». Он заявил, что «прожил всю взрослую жизнь вместе с болезненными воспоминаниями о том времени», когда осуждал и преследовал учителей и соседей».

Он считает, что хотя ситуация во время Культурной революции побуждала людей на плохие поступки, но всё же каждый человек должен понести ответственность за совершённое им зло, а не использовать оправдания, чтобы избежать наказания.

Отставной чиновник из Хэбэй по имени Сун Цзичжоу в июле написал в китайскую газету Southern Weekly. В письме он принёс извинения Го Каю, учителю языка младшей средней школы. Сун Цзичжоу был лучшим учеником Го. Ему поручили собрать доказательства против учителя, отец которого был землевладельцем, т.е. одним из политических классовых врагов. Благодаря его доносу этот учитель был осуждён, подвергся критике и жестокому обращению.

«Я призываю всех людей, которые совершили преступления во время Культурной революции, глубоко задуматься! В Китае не должно снова повториться такого хаоса. Китайскому народу никогда больше не нужно следовать по такому пути», ― призывал пекинский пользователь сети после прочтения писем раскаяния.

В то же время, партия по-прежнему стремится защитить образ Мао: новый лидер КПК Си Цзиньпин регулярно цитирует маоистские лозунги. Он с уверенностью заявляет, что период экономических реформ не может быть использован для отрицания эпохи маоистского «социалистического строительства». Однако пользователи сети, узнав правду, не колеблясь, возлагают на него вину.

«Миллионы китайцев умерли из-за борьбы, миллионы бедных фермеров — от голода, — написал один пользователь сети из провинции Гуандун. — Только глупые люди принимают дьявола Мао за спасителя. Если Мао Цзэдун не был беспощадным и кровожадным, то как могло столько людей умереть от голода? Мао был действительно вампир, питавшийся жизнями людей. Он был демоном! Проснутся ли когда-нибудь люди?».

Кэрол Викенкамп, Велика Епоха

Комментарий от редакции: Наиболее полная история преступлений компартии Китая раскрыта в сборнике статей Великой Эпохи — «Девять комментариев о коммунистической партии». Хотя данная книга запрещена к официальной публикации в Китае, но большая часть китайцев её читали. Она стала народным «бестселлером» и породила одно из крупнейших в мире общественных движений «Выходи из компартии» (по-китайски «Туйдан») — на данный момент о своём выходе из компартии, комсомола и пионерии Китая заявили 146 584 643 человек (по данным сайта tuidang.org). Подробней о книге читайте в статье:

«Девять комментариев» — книга, изменившая миллионы китайцев