Настоящая причина, почему Китай одержим Луной

Луноход «Юйту-2» на фоне лунного зонда «Чанъэ-4» на дальней стороне Луны. Фото опубликовано Китайским национальным космическим управлением (CNSA) через CNS 11 января 2019 года. «Китай будет стремиться к созданию международной лунной базы, возможно, используя технологию 3D-печати для строительства объектов», — заявило китайское космическое агентство 14 января 2019 года, спустя несколько недель после посадки марсохода на дальней стороне Луны. (Китайское национальное космическое управление/AFP via Getty Images)

Коммунистическая партия Китая (КПК) недавно объявила, что в течение следующих пяти лет она усилит свое управление в космосе, возможно с помощью России. Две страны недавно подтвердили планы по исследованию Луны.

Для чего, собственно, исследовать большой кусок скалы? И почему США должны быть обеспокоены.

20 июля 1969 года Нил Армстронг сделал «один маленький шаг» для человечества. Пятьдесят лет спустя китайский космический аппарат «Чанъэ-4», названный в честь древнекитайской богини Луны, приземлился на дальней стороне Луны. Это был исторический момент, поскольку ни один человек (или робот) еще не осмеливался побывать в глубинах Луны (Армстронг, важно отметить, ходил по ближней стороне Луны).

После приземления китайский космический корабль быстро спустил ровер “Юйту-2» на экзотическую местность. Оснащенный инструментами, «Юйту-2» приступил к исследованию лунной поверхности. Спустя более

1 000 дней после посадки «Юту-2» все еще находился там — осматривал, исследовал и изучал поверхность.

Не ограничиваясь отправкой на Луну объектов, созданных человеком, КПК намерена к концу десятилетия запустить миссию по высадке на Луну людей. По словам космического журналиста Эндрю Джонса, КПК также намерена доставить «архитектуру на лунную поверхность для долгосрочного пребывания».

Аналогичные планы есть и у США. Эти планы требуют больших затрат. Согласно последнему аудиту NASA, проведенному Управлением генерального инспектора (Office of the Inspector General), расходы на программу «Артемида» — проект, призванный вернуть людей на Луну до 2030 года, — составят не менее $93 миллиардов.

Действительно ли стоит увеличивать долг страны на десятки миллиардов долларов только для того, чтобы отправить несколько человек на Луну? В марте 2021 года государственный долг США достиг рекордно высокого уровня в $28 триллионов. К тому времени, когда NASA запустит свой следующий пилотируемый полет, национальный долг, как ожидается, составит $89 триллионов.

Является ли эта космическая гонка не более чем разминкой для мышц? Как отметила Марина Корен, для «космических держав впечатляющие подвиги, будь то высадка на Марс или на дальнюю сторону Луны, всегда будут рассматриваться через призму той страны, которая сумела это сделать».

Дин Ченг из фонда «Наследие», аналитик, специализирующийся на космической политике, поддерживает мнение Корен.

«Когда вы становитесь первой страной, высадившей зонд на дальней стороне Луны, это говорит о развитости вашей науки, технологий и промышленности», — сказал Ченг.

Но космическая гонка между США и Китаем идет глубже, в буквальном смысле слова. «Игра мышцами» — это только одна часть уравнения. Вторая часть — добыча полезных ископаемых.

Ракета Long March-4C поднимается с космодрома Сичан на юго-западе Китая, неся спутник Queqiao («Magpie Bridge»), уезд Сичань, провинция Сычуань, Китай, 21 мая 2018 года. Этот спутник-ретранслятор связи позволяет марсоходу передавать изображения с дальней стороны Луны. (China Out/AFP via Getty Images)

Добыча полезных ископаемых на Луне

Для неподготовленного глаза Луна — это не более чем безвоздушное, бездушное и пустынное место. Но она также является ценным источником строительных материалов, включая воду, топливо и кислород.

В ноябре 2021 года британская фирма выиграла контракт Европейского космического агентства на разработку довольно интригующей технологии. Как сообщил в то время научный журналист Ян Сэмпл, эта технология может быть использована для «преобразования лунной пыли и камней в кислород, оставляя после себя порошки алюминия, железа и других металлов для лунных строителей».

«Если технология окажется успешной, то можно ожидать, что на Луне будут построены добывающие предприятия. Когда кислород и ценные материалы будут на поверхности, людям больше не придется доставлять их в космос с огромными затратам», — сказал Сэмпл.

Другими словами, технологический прогресс, похоже, приведет к созданию прибыльной лунной экономики. Мы являемся свидетелями новой эры лунаполитики, где политические интересы пересекаются с экономическими и эксплуатационными.

Ян Кроуфорд, профессор планетарной науки и астробиологии из Биркбека (Лондонский университет), считает, что Луна обладает огромным количеством сырья. В связи с этим правительства имеют корыстный экономический интерес в добыче полезных ископаемых на Луне.

Возьмем, к примеру, гелий-3. Потенциально, в недалеком будущем, этот газ можно будет использовать в качестве топлива для электростанций ядерного синтеза. Хотя здесь, на Земле, гелий-3 доступен в ограниченном количестве, на Луне его в избытке. Фактически, по мнению ученых из Китая, запасы гелия-3 на Луне могут обеспечить достаточное количество чистой энергии для питания нашей планеты в течение следующих 10 000 лет. Ценность этого газа невозможно переоценить.

Как отмечают аналитики компании Zephyr Solutions, ведущего поставщика сжатых газов, одна тонна гелия-3 «по энергии эквивалентна 50 миллионам баррелей нефти», а ее стоимость составляет около $3 миллиардов. По их словам, сейчас на Луне может находиться «более 1,2 миллиона тонн гелия-3».

Неудивительно, что Китай (с помощью России) и США участвуют в бешеной космической гонке. Поэт Карл Сэндбург однажды назвал Луну «другом для одиноких, с которым можно поговорить». Для Китая и США Луна — это не столько друг, сколько стратегический товар. Это не то, с чем можно «поговорить», а то, что можно эксплуатировать.

Автор Джон Мак Глионн (John Mac Ghlionn ) — исследователь и эссеист. Его работы публиковались, в частности, в New York Post, Sydney Morning Herald, Newsweek, National Review и The Spectator US.

Мнения, выраженные в этой статье, являются мнением автора и не обязательно отражают точку зрения The Epoch Times.

По материалам The Epoch Times USA