ІСТИНА І ТРАДИЦІЇ

Китай и США борются за редкоземельные металлы

Великая Эпоха
Шесть редкоземельных элементов: гадолиний, празеодим, церий, лантан, неодим и самарий. (Peggy Greb, US department of agriculture, Public domain, via Wikimedia Commons)
В ущерб другим странам Китай уже многие годы доминирует в производстве и переработке редкоземельных элементов, критически важных для оборонной промышленности.

В настоящее время Китай контролирует 85% мировых поставок. Коммунистический режим использует угрозы прекратить поставки редкоземельных металлов в качестве рычага давления. К примеру, в 2010 году Китай прекратил поставки в Японию из-за спора, связанного с островами Сенкаку.

Поскольку США пытаются развить внутренние цепочки поставок редкоземельных элементов, они вступили в партнёрские отношения с китайской компанией Shenghe Resources, крупнейший акционер которой — государство. Ещё большее беспокойство вызывает то, что Министерство обороны США финансирует это партнёрство. И снова Китаю дали возможность контролировать глобальные цепочки поставок.

Редкоземельные металлы, такие как диспрозий и тербий, жизненно необходимы для оборонных технологий. Их также используют в производстве электромобилей. Неодим и празеодим, два самых редких минерала, используются в двигателях, турбинах и медицинской технике. Лантан используется в объективах камер высокого качества для разведки и слежки. Фосфоресцирующий европий применяют в светодиодных лампах и плазменных дисплеях, а также в стержнях ядерных реакторов.

В 1980-х годах США доминировали на мировом рынке редкоземельных металлов. Однако лидерство перешло к Китаю, поскольку давление со стороны защитников природы в США и более низкие затраты на рабочую силу за рубежом привели к тому, что производство ушло за границу.

Как считает Министерство обороны США, Пекин намеренно наводнил мировой рынок дешёвыми редкоземельными минералами, что привело к снижению цен и вытеснению американских производителей с рынка.

Погрузчик перемещает почву, содержащую редкоземельные минералы, для погрузки в порту Ляньюньгана провинции Цзянсу для экспорта в Японию, 5 сентября 2010 года. (STR / AFP через Getty Images)

Тербий, используемый в магнитах, является одним из самых редких и наиболее важных минералов. В настоящее время добыча и производство магнитов сосредоточены в Китае. Торговая война между США и Китаем поставила под угрозу дальнейший доступ США к тербию. Это вызывает особую тревогу, потому что в 2011 году, когда Китай ограничил экспорт редкоземельных металлов, цена резко подскочила. Пекин тем самым показал, что он устанавливает цены и контролирует мировые поставки.

Редкоземельные металлы можно найти в нескольких американских штатах: Вайоминге, Техасе и Калифорнии. В 2017 году американская компания MP Materials купила шахту в Калифорнии, надеясь вернуть цепочку поставок в США. Компания даже получила финансирование от Министерства обороны и Министерства энергетики. Одним из крупнейших клиентов и совладельцев компании является китайская компания Shenghe Resources, которая поставляет руду горнодобывающей промышленности в Азию для переработки.

Австралийская Lynas Corporation — один из крупнейших игроков за пределами Китая. Компания занимается добычей в Австралии и перерабатывает минералы в Малайзии. Представитель Lynas подчеркнул важность создания цепочек поставок в обход Китая. Тем временем другая австралийская компания RareX подписала меморандум о взаимопонимании с китайской Shenghe Resources.

Месторождения редкоземельных минералов расположены во многих местах, включая Европейский Союз, но большинству стран не хватает опыта для их добычи и переработки. Кроме того, экологические нормативы иногда не позволяют западным странам добывать руду. Эти минералы часто встречаются рядом с радиоактивными отложениями, которые могут просочиться в грунтовые воды. Однако Китай не имеет тех же экологических нормативов, что и остальной мир, поэтому пользуется этим огромным преимуществом.

Shenghe Resources, похоже, является частью плана Пекина по контролю над глобальными поставками редкоземельных элементов. Крупнейший акционер компании — учреждение при государственной Геологической службе Китая. В 2019 году Shenghe объявила о партнёрстве с «Китайской национальной ядерной корпорацией» (CNNC), связанной с китайскими военными.

Компания Shenghe Resources охватывает каждый этап цепочки поставок, от добычи до переработки полезных ископаемых в настоящие металлы, используемые в производстве высокотехнологичной продукции. Shenghe создаёт союзы по всему миру, в частности, с Австралией, Вьетнамом, Гренландией и США.

Стоимость запасов редкоземельных металлов в Афганистане составляет более $1 трлн, и, кажется, Пекин уже начал обхаживать талибов, чтобы получить к ним доступ.

Пытаясь обойти Китай, США создали цепочку поставок редкоземельных металлов, которая связала американский штат Юта с городом Силламяэ в Эстонии. Поставками будут заниматься две компании, Neo Materials и Chemours, и обе сильно подвержены влиянию Пекина. Neo Materials — не китайская компания, но большую часть обработки и производства она осуществляет в Китае. Chemours имеет три производственных предприятия в Китае, два из которых — совместные с китайскими партнёрами. По данным China Daily, компания Chemours вела переговоры с китайскими государственными энергетическими компаниями о возможном сотрудничестве.

Производство редкоземельных металлов — чрезвычайно сложный процесс, поэтому ни одна страна не может добиться полной самообеспеченности. Пекин уже продемонстрировал, что прекратит поставки, если другие страны будут плохо себя вести. Новый закон Китая об экспортном контроле будет применяться и к редкоземельным металлам, что даст режиму возможность решать, кто и сколько может их получить.

Конечно, в случае войны Китай не станет продавать редкоземельные металлы своим врагам. Это поднимает серьёзные вопросы национальной безопасности.

Антонио Грачеффодоктор философии, провёл более 20 лет в Азии. Он выпускник Шанхайского университета спорта и имеет степень магистра делового администрирования Китая в Шанхайском университете Цзяотун. Антонио является профессором экономики и экономическим аналитиком по Китаю, пишет для различных международных СМИ. Автор книг «За поясом и путём: глобальная экономическая экспансия Китая» и «Краткий курс китайской экономики».

Взгляды, выраженные в этой статье, являются мнением автора и необязательно отражают взгляды The Epoch Times.

Источник: The Epoch Times