ІСТИНА І ТРАДИЦІЇ

Ухабистое новое начало – Европа борется за влияние в Африке

Великая Эпоха
Председатель Комиссии ЕС Урсула фон дер Ляйен, президент Сенегала Маки Салл, президент Европейского совета Шарль Мишель, президент Франции Эммануэль Макрон и генеральный директор Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) Тедрос Аданом Гебреисус. (JOHN THYS/POOL/AFP Getty Images)

Многие страны борются за благосклонность континента с помощью инвестиций в Африку. Теперь Европа тоже хочет вмешаться, совместный саммит должен продемонстрировать единство. Но один вопрос вызывает споры.

Евросоюз хочет закрепить своё влияние в Африке миллиардными инвестициями и, помимо прочего, составить конкуренцию китайскому «Новому шелковому пути».

«ЕС хочет оставаться первым партнером Африки, верным партнёром», — заявила президент Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен в пятницу после двухдневного саммита в Брюсселе с Африканским союзом (АС). С этой целью ЕС мобилизует 150 миллиардов евро, например, на энергетические сети и оцифровку. Несмотря на обещание нового начала, ожидания примерно 70 глав государств и правительств сильно разошлись. В частности, разногласия вызвало обращение с патентами на вакцины.

«Европа и Африка могут только вместе ответить на важные вопросы нашего времени», — сказал канцлер Олаф Шольц. Президент Сенегала Маки Салл, председательствующий АС, подчеркнул: «Нам необходимо привнести новое мышление в евро-африканские отношения».

Это должно быть основано на общем видении партнерства, а не только на поддерживающих отношениях. В совместной итоговой декларации, над которой работали до вечера пятницы, говорится о возобновлении партнерства и общем будущем в качестве ближайших партнеров и соседей.

Большое стратегическое значение

Африка с ее 55 странами и около 1,3 миллиарда жителей имеет большое стратегическое значение для ЕС. Большие части континента были жестоко колонизированы некоторыми странами ЕС до конца 20 века.

Политическая нестабильность, терроризм и экономические трудности сегодня преследуют многие африканские страны, и многие люди ищут лучшей жизни в ЕС. В то же время такие страны, как Китай, Россия и Турция, пытаются получить влияние за счет огромных инвестиций, поставок оружия и сотрудничества в области обороны.

Критики часто обвиняют других инвесторов в Африке, таких как Китай и Россия, в халатности, когда речь идет об охране окружающей среды и правах человека. Китай, в частности, обвиняют в том, что он заманивает африканские страны в долговые ловушки невозвратными кредитами.

Европа хочет противопоставить этому свою инициативу «Глобальные ворота» — аналог так называемого китайского «Нового Шелкового пути». Комиссия ЕС хочет мобилизовать более 150 миллиардов евро в течение семи лет, в том числе для инвестиций в электрические сети, экологически чистый водород, интернет-инфраструктуру и транспортные коридоры. Канцлер Шольц говорил об «искреннем предложении сотрудничества».

Однако часть денег для этого еще предстоит собрать. Около 36 млрд евро должно быть выделено из бюджета ЕС, 53 млрд евро — гарантии по кредитам, а страны ЕС должны внести около 20 млрд евро, согласно источникам в правительстве Германии. Остальные средства должны поступать из частного сектора.

Достаточно ли инвестиций?

Сомнительно, достаточен ли пакет ЕС. Африканский континент нуждается в инвестициях в размере от 130 до 170 миллиардов долларов в год (от 114 до 150 миллиардов евро), заявил президент Сенегала Салл. По его словам, 600 миллионов африканцев не имеют доступа к электричеству. «Приоритетом для нас, африканцев, явно является всеобщий доступ к электричеству и индустриализация континента».

В то же время есть разногласия, потому что ЕС продолжает отказываться поддерживать призывы Африки к рассекречиванию патентов на вакцины против коронавируса. Президент ЮАР Сирил Рамафоса устроил конфликт в пятницу на открытой сцене с фон дер Ляйен. По его словам, пожертвования сами по себе не являются устойчивым способом повышения устойчивости. Недопустимо, чтобы Африка всегда оставалась на заднем плане, когда речь идёт о лекарствах. Шольц, с другой стороны, настаивал на патентной защите.

Мали, Буркина-Фасо или Судан, имеющих центральное значение для Европы и в которых Россия хочет усилить свое влияние, за столом переговоров в Брюсселе не было.

По материалам Epoch Times Europe GmbH