ІСТИНА І ТРАДИЦІЇ

Китайский лидер Си игнорирует неудачи КПК и предостерегает от «испорченного западного мышления»

Великая Эпоха
Китайский лидер Си Цзиньпин машет рукой во время церемонии празднования 100-летия основания Коммунистической партии Китая у ворот Тяньаньмэнь в Пекине 1 июля 2021 года. (Ng Han Guan/AP Photo)

Важная философская статья китайского лидера Си Цзиньпина была опубликована 16 февраля этого года в официальном идеологическом журнале Коммунистической партии Китая (КПК) Quishi.

Время выхода статьи не случайно, а, скорее, это сделано в критический для Си момент. Он будет расширять развитие «Идеи Си Цзиньпина» о продвижении социализма в китайском обществе. Это происходит в преддверии ключевого съезда партии, на котором Си может получить беспрецедентный третий президентский срок, заложив тем самым основу для своего потенциально бессрочного пребывания у власти в Китае.

Концепция управления Си впервые была сформулирована на 19-м Всекитайском съезде КПК в 2017 году под полным названием «Мысль Си Цзиньпина о социализме с китайскими чертами в новую эпоху». Опираясь на своего предшественника Дэн Сяопина и внедрение принципов свободного рынка для построения китайской экономики, Си объявил о возвращении страны к более направленной социалистической экономике под руководством КПК.

Введение Дэн Сяопином политики, способствующей частично свободному движению частного капитала на китайских рынках, многие восприняли как триумф капитализма и экономической глобализации. Открыв страну для всего мира, Дэн поощрял как прямые иностранные инвестиции в страну, так и исходящие потоки финансового капитала на зарубежные рынки. В сочетании с работой государственных предприятий Китай смог ускорить свой рост и одновременно сформировать многочисленный средний класс, став второй по величине экономикой мира.

(Слева направо) Бывшие лидеры Коммунистической партии Мао Цзэдун, Дэн Сяопин и Цзян Цзэминь. (John Giannini, Feng Li/AFP/Getty Images)

Си впоследствии подавил эту систему. Начиная с охлаждения рынка недвижимости, а также желания решить проблему значительного неравенства в секторах здравоохранения и образования, Си попытался установить более жесткий контроль над распределением капитала в китайской экономике, чтобы ограничить власть частного капитала. Кроме того, он стремился направить ресурсы в сектора, считающиеся вопросами национальной безопасности, такие как производство микросхем и полупроводников.

По общему мнению, это происходит в основном потому, что Си необходимо объяснить снижение уровня экономического роста в китайской экономике и уменьшить неравенство, которое может привести к гражданским беспорядкам и потенциально угрожать власти КПК. Это лишь частично отражает то, что на самом деле происходит в политике КПК.

Снижение темпов экономического роста действительно является причиной системных изменений. Однако, помимо соображений упреждающего подавления любых гражданских беспорядков, снижение темпов роста также является вероятным сигналом для марксистских экономических планировщиков о том, что текущий этап экономического развития «рождает» новый.

В марксистской философии каждый этап общественного развития, продиктованный преобладающим способом экономического производства, содержит семя, из которого вырастет следующий этап (например, социализм вырастет из капитализма). Тип государственного капитализма, начатый при Дэне, был задуман как временный этап в экономическом развитии Китая.

В соответствии с диалектическими силами, прогрессирующими общество в марксистском историзме, лежащем в основе мысли КПК, Си теперь должен обуздать силы свободного рынка, которые позволили стране так стремительно развиваться, и направить ресурсы страны на облегчение перехода к социализму.

В статье Си говорится, что страна сейчас находится на «критическом этапе» на пути к социалистическому развитию и должна отвлечься от безудержного экономического роста и направить свое внимание на «верховенство закона в укреплении фундамента [страны]».

Как КПК будет этого добиваться?

«Сохраняя особую трезвость ума и непоколебимость в таких важных вопросах, как поддержание общего руководства партии и обеспечение управления страной народом, а также не поддаваясь заблуждениям испорченного западного мышления».

Не случайно, что Си пишет эту статью в связи с широко распространенной статьей против него, которая недавно стала вирусной в материковом Китае. В статье указывалось на нарушения прав человека КПК и подавление частного сектора, а также осуждалось руководство Си. Впоследствии у КПК появился растущий стимул дискредитировать любую критику «Мысли Си Цзиньпина» и ограничения государственного контроля как «испорченное западное мышление».

Необходимость дискредитировать любую критику политики КПК как фундаментально ошибочную будет возрастать по мере того, как партия будет пытаться ускорить социалистический переход. Правила и нормы, ограничивающие свободное движение капитала, еще больше снизят уровень экономического роста Китая.

Если Си сможет преодолеть любую внутрипартийную оппозицию и укрепить свое положение во главе правительства в обозримом будущем, пекинский контроль за движением капитала будет интуитивно подавлять инновации и еще больше снижать уровень роста. Это совпадет с усилением государственного контроля во всех других сферах общественной жизни Китая, а также с экономическим сдвигом от экспорта к внутреннему потреблению.

Люди в защитных маски проходят мимо рекламы французского бренда DIOR возле нового магазина в торговом районе в Пекина, Китай, 24 ноября 2021 года. (Kevin Frayer/Getty Images)

Следуя марксистскому сценарию, капиталистический способ производства создал необходимое технологическое развитие и приобретение основного капитала, которые должны предшествовать возникновению социализма в Китае. Традиционный ортодоксальный марксизм предсказывал, что это государство возникнет как естественный результат капиталистического способа производства и его необходимости все большего накопления капитала и последующей эксплуатации рабочих.

Подобно большевистскому движению в России, Пекин попытался провести развитие своего аграрно-крестьянского общества через необходимые исторические этапы к социализму под руководством авангардной коммунистической партии. Однако там, где СССР не смог понять, что капиталистическую стадию нельзя миновать, КПК извлекла урок и внесла коррективы.

Вместо беспрепятственного частного капитала в традиционном марксизме или игнорирования капиталистического накопления вместо полностью государственной плановой экономики в российском большевизме, КПК выбрала третий путь: партия допускает пространство, в котором свободные рыночные силы создают необходимое накопление капитала, впоследствии облегчая своего рода государственную эксплуатацию рабочих.

Этот процесс позволил Китаю создать необходимые производительные силы, которых не хватало СССР. Поскольку Си заявляет о своем намерении приблизиться к социалистическому видению в будущем, страна, вероятно, вступит в фазу значительного перераспределения доходов. Это напрямую коррелирует с заявленной Си целью сокращения неравенства в стране.

Иллюзия свободного капитала в Китае, не тронутого КПК, всегда была именно иллюзией. Партия создала систему, в которой она имеет окончательное право голоса в распределении капитала, а затем и возможность ликвидировать класс капиталистов. Это та стадия развития, на которую она пытается вступить. Поскольку массовый (люмпен) пролетариат не смог выполнить свою историческую роль в марксистской диалектике, КПК поглотила систему, чтобы занять место пролетариата в последнем процессе.

Однако, как доказывает история КПК, принуждение общества к переходному периоду дается ценой уничтоженных жизней и рек крови. Партия заставляет реальность соответствовать философии, а не наоборот. Грядущая «эволюция» от капитализма к социализму будет означать усиление централизованного контроля не только над экономическими, но и над всеми другими общественными процессами.

Неспособность марксизма создать социалистическое правительство, которое привело бы к жизнеспособному коммунистическому государству, научила его приверженцев тому, что Маркс ошибался, полагая, что изменения экономических отношений достаточно для изменения всей социально-политической — например, парламентской демократии, религии и культуры — суперструктуры, построенной на них. Мао знал это, когда ввел Китай в первоначальную Культурную революцию. Си и нынешняя КПК также знают это, о чем свидетельствует все более активное стремление к социальному и культурному контролю.

Как заявил Си в своей недавней статье: «Грядущая реформа верховенства закона не должна слепо брать за «эталон» западную систему или практику».

Пытается ли Си заранее оградить себя от осуждения Запада в связи с неизбежно болезненным процессом рождения социализма из нынешней государственно-капиталистической системы Китая?

Только время покажет.

Мнения, выраженные в этой статье, являются мнением автора и не обязательно отражают точку зрения The Epoch Times.

Автор — Доминик Сансоне, пишет о международных отношениях, уделяя особое внимание сравнительной политике, внешней политике США и российско-китайским отношениям. Стипендиат программ Фулбрайта в Болгарии, жил в Северной Македонии и Болонье, Италия. Его статьи публиковались в National Interest, RealClear Defense и American Conservative.

По материалам The Epoch Times USA