ІСТИНА І ТРАДИЦІЇ

Структурные проблемы — чума китайской экономики

Великая Эпоха

Текущая экономическая ситуация в Китае подобна той, что сложилась в 2009 году, и, возможно, даже хуже. Объёмы экспорта и инвестиций — двигатели китайской экономики — сокращаются. Продажа недвижимости, которая совсем недавно поддерживала экономику, также ослабевает. Все три ключевых фактора уходят в прошлое.

Рабочие в Шанхае. 9 октября 2011 г. Китайская экономика столкнулась с фундаментальными проблемами, на преодоление которых могут уйти годы. Фото: Mark Ralston/AFP/Getty Images
Рабочие в Шанхае. 9 октября 2011 г. Китайская экономика столкнулась с фундаментальными проблемами, на преодоление которых могут уйти годы. Фото: Mark Ralston/AFP/Getty Images
Что касается инфляции, то индекс потребительских цен снижался в течение трёх последних месяцев подряд. Индекс цен на промышленные товары также падал в течение четырёх последний месяцев. И это очень напоминает положение дел в 2009 году.

Но в 2009-ом Пекин внедрил огромный пакет мер стимулирования экономики в размере 4 трлн юаней ($585 млрд). Это позволило предотвратить низкий спрос и поддержать рост экономики, однако фактически это ещё более раздуло пузырь на рынке недвижимости. Китайский режим запаниковал, когда стало возрастать недовольство народа. Ни простые, ни состоятельные не могли позволить себе покупку дома.

Загадка денежных потоков


С прошлого года Пекин пытается контролировать рынок недвижимости, но результатов практически не видно.

При таких неблагоприятных экономических условиях для увеличения денежных потоков и стимулирования роста экономики используются такие меры, как снижение процентных ставок и снижение нормы резервов для банков. Однако увеличение денежного потока может привести к дальнейшему росту цен на недвижимость.

Задачи поддержания экономического роста и ликвидации раздутого пузыря на рынке недвижимости противоречат друг другу. Именно поэтому Пекин не может реализовать обе эти задачи одновременно.

Китайский режим уже дважды за текущий год снижал процентные ставки, при этом даже превзойдя меры, предпринятые в 2009 году. Процентная ставка сейчас составляет 6% — немного выше, чем 5,31% в 2009 году. Но позволив снижение процентной ставки на 30% они, по сути, понизили её до 4,2%, что ниже показателя за 2009 год. Пекин не сделал бы этого, если бы не видел серьёзной угрозы своему экономическому росту.

Китайский режим предпринял серию денежных вливаний для управления экономическим ростом в последние годы, особенно во время финансового кризиса, из-за чего возникло излишнее количество производственных мощностей, невостребованной недвижимости и «взлетели» цены на жильё. В настоящее время для стимулирования экономики финансовых возможностей не осталось.

Но самое главное — это то, что вливание капитала деформировало экономическую систему Китая, которую теперь очень трудно исправить, и режим не осмелится взять на себя такую ответственность.

Реформы


Сейчас Пекину следует не только снизить процентную ставку, но также существенно сократить резервный фонд для банков (минимальный объём денег, которые банк законно может хранить). За последние несколько лет власти значительно увеличили резервы по депозитам, пытаясь уменьшить давление на юань, стимулировать экспорт низким курсом и поддержать экономический рост. Однако из-за увеличения резерва по депозитам (с 9% в январе 2007 года до 21,5% в июне 2011 года) была ещё больше деформирована и без того нестабильная экономическая структура.

Движущая сила экономики Китая держится на частных компаниях, особенно на малых и средних предприятиях. Занятость на госпредприятиях и государственных холдинговых компаниях составляет всего 20%.

Чтобы помочь китайской экономике преодолеть существующие трудности, нынешняя политика кредитования должна быть изменена так, чтобы нарушить финансовую монополию государственных банков. Льготную политику для малого и среднего бизнеса и частного сектора нужно построить так, чтобы можно было разрушить торговую монополию государственных предприятий.

Если будут доступные кредиты для малого и среднего бизнеса, это будет стимулировать макроэкономику. Иначе малые предприятия не смогут извлечь пользу от падения процентных ставок. Если малый и средний бизнес не получит кредитов, они не смогут выжить, и в этом случает разговоры об экономическом развитии Китая будут просто пустыми разговорами.

Налоговые льготы могут помочь уменьшить нагрузку на бизнес и стимулировать экономическое развитие, но в сегодняшнем Китае это практически невозможно. Другими словами, органы местного самоуправления необходимо существенно реформировать. Нужны реальные изменения, существенное сокращение бюджета, необходимо также положить конец необоснованным расходам, таким как «три потребности общества» — зарубежные поездки, торжественные приёмы, автомобили для чиновников и другие льготы.

За последние годы доход местных органов власти в большой степени зависел от сборов при передаче земли. Во многих случаях от 30% до 60% доходов поступали от продажи земельных участков. Учитывая нынешний спад на рынке недвижимости, доходы от продажи земельных участков значительно снизились, и это повлияло на финансовый баланс в некоторых областях. Местные органы власти вынуждены брать кредиты для поддержания своих расходов.

На самом деле, финансовые отделы местной власти сами создали себе проблемы, которые невозможно решить только экономическим путём. Чтобы коренным образом изменить экономическую систему, возможно, потребуется, прежде всего, изменить основы работы правительства.

Изменение экономической политики займёт как минимум два — три года, ещё больше времени потребуется, чтобы изменить экономическую модель Китая.

Тяньлунь Цзянь, для Великой Эпохи


Тяньлунь Цзянь — кандидат наук, регулярно пишет о китайской экономике и является консультантом Великой Эпохи по экономическим вопросам. Его блог — Chineseeconomictrend.blogspot.com.

Полезный ресурс.

Читайте также
Экономика Китая
(подборка экспертных статей о текущем состоянии, последних тенденциях китайской экономики)