ІСТИНА І ТРАДИЦІЇ

Структура экономики Китая нежизнеспособна

Великая Эпоха
Недавно экономист Ларри Лан (Лан Сяньпин) из Гонконга довольно точно прокомментировал нынешнее состояние экономики Китая. Он указал на то, что в настоящее время страна находится в упадке.

Экономист Лари Лан, сентябрь 2006 года, около его дома в Шанхае, Китай. Лан считает, что экономика Китая имеет нерациональную структуру. Фото: Ralston/Getty Images
Экономист Лари Лан, сентябрь 2006 года, около его дома в Шанхае, Китай. Лан считает, что экономика Китая имеет нерациональную структуру. Фото: Ralston/Getty Images
Пользуясь данными статистики, он изобразил сегодняшнюю картину китайской экономики. Заявления профессора Лана об экономической ситуации произвели сенсацию, потому что он набрался смелости заявить о том, о чём другие говорить боятся.

Экономика Китая: бессмысленная структура


Один из важных выводов Лана заключается в том, что структура экономики Китая чрезвычайно нерациональна и очень деформирована. Во время закрытого выступления в октябре прошлого года в Шанхае он указал на то, что уровень внутреннего потребления в Китае составляет жалкие 8% ВВП. Это меньше, чем в наименее развитой африканской стране, где этот показатель составляет 16% ВВП.

Во время своей лекции в Шанхае Лан также отметил, что 70% ВВП составляет строительство и связанные с ним отрасли промышленности. Оставшиеся 30% ВВП остаются для китайского народа, однако бо́льшая часть из этой суммы экспортируется за границу в обмен на иностранную валюту.

Не малая часть из этих 30% идёт в карманы коррумпированных чиновников, а также китайских и иностранных капиталистов. А для 1,3 млрд населения Китая остаётся только 8% ВВП — такая доля, оставленная для поддержания жизни, свойственна странам третьего мира, но никак не «второй по величине экономике мира».

Причиной неустойчивого развития Китая являются два иррациональных показателя: очень маленькое внутреннее потребление* и чрезмерная застройка. Они же и являются и первопричинами большинства социальных противоречий в Китае. Мало того, что экономика очень слаборазвита, но и политический режим в стране также пошатнулся.

* Внутреннее потребление — это объем потребления товаров внутри страны.

Независимо от того, какой бы режим ни был у власти, то ли это диктатура коммунистической партии или демократический режим управления, он будет обязан изменить экономическую структуру. Как целостная структура, так и её составные части должны быть упорядочены. Тогда и уровень жизни китайских граждан повысится, и развитие Китая выйдет на верный путь, успокоится и протестующее общество, а политическая власть станет стабильной и устойчивой.

Иначе же постоянные социально-экономические конфликты будут неизбежны. Они со временем приведут к краху власти и общественным беспорядкам.

Увеличить внутреннее потребление


Что нужно сделать, чтобы экономика Китая стала рациональной? Давайте вначале поищем, где собака зарыта. Эти два нерациональных показателя, на которые указывает профессор Лан, — минимальное потребление и чрезмерное строительство — фактически являются двумя гранями одной неразумной политики.

С одной стороны, уровень потребления в стране слишком низкий, из-за чего объём внутреннего рынка также довольно мал. С другой стороны, правительство инвестирует большую часть денег в проекты недвижимости с надеждой получить большие прибыли. В то же время власти намеренно ослабляют свою валюту, чтобы продавать товары на мировом рынке по заниженным ценам, которые могли бы найти покупателей внутри страны. Местные компании не могут реализовывать свою продукцию по таким низким ценам, поэтому Пекин может зарабатывать путём демпинга огромные деньги.

* Демпинг — продажа товаров в стране или за границей по искусственно заниженным ценам, которые ниже, чем средние розничные цены

Часть полученной иностранной валюты используется для приобретения импортных товаров, и это увеличивает в какой-то мере внутреннее потребление. Однако главным образом покупают такие товары богатые китайцы, которые составляют крайне незначительную часть населения. Подобная спекулятивная стратегия развития напоминает случай, когда высушивают весь водоём, чтобы выловить несколько рыбок, и это коренная причина, по которой структура экономики Китая стала деформированной. Международные СМИ и учёные, дабы соблюсти политкорректность, называют китайскую экономику меркантилистической системой.

* Меркантилизм — экономическая теория, которую применяли в Европе в 16 —18 веках. Она основана на принципе, что деньги — это основа богатства народа. Меркантилисты считают важным создать активный баланс во внешней торговле и сосредоточить капиталы внутри страны.

При такой спекулятивной стратегии, внедрённой Дэн Сяопином, Цзян Цземинем и Ху Цзиньтао, граждане Китая и США отдают сверхвысокие прибыли Пекину и классу капиталистов-бюрократов, у которых хорошие отношения с китайскими властями.

Из-за того что верхушка Китая и владельцы крупных капиталов объединились и делают огромные деньги, беднеют как простые китайцы, так и люди в других странах, в том числе США. В результате глобальный потребительский рынок сокращается, и набирает обороты мировой экономический кризис. Но от рецессии больше всего страдают китайские граждане.

Уровень потребления для китайского народа намеренно удерживают на таком уровне, чтобы китайцы могли прокормить себя и обеспечить основные потребности, но не более того. С наступлением экономического спада китайское правительство возлагает всё бремя на своих граждан, которые и без того живут очень бедно. Всё больше людей с трудом выживают за счёт своего скромного заработка. Всё это происходит во время политического кризиса в стране. Таким образом, корректировка экономической структуры — это не только то, что нужно народу, но и то, что любое правительство в Китае, каким бы они ни было, будет обязано сделать.

Такое регулирование главным образом должно начаться с увеличения внутреннего потребления. Проще говоря, есть две вещи, которые необходимо сделать в первую очередь. Во-первых, прекратить инвестировать в строительство недвижимости, чтобы не «раздувать экономику до огромного пузыря» и начать финансировать производство товаров для внутреннего потребления. Более низкие цены на недвижимость могли бы помочь возвратить в оборот излишек валюты и таким образом снизить уровень инфляции в Китае.

Вторая необходимая мера — оптимизировать обменный курс юаня и увеличить объём импорта, чтобы снизить нехватку товаров на внутреннем рынке. Это также поможет вернуть валюту в оборот на внутренний рынок и обуздает инфляцию.

Эти два простых метода помогут эффективно бороться с инфляцией и значительно улучшат уровень жизни простых людей. При таком подходе модель экономики Китая постепенно преобразуется в лучшую сторону.

Голые чиновники


Однако цену таких мер компартия и созданный ею бюрократическо-капиталистический класс никогда не заплатит. Ведь в таком случае государственные доходы, а также прибыли олигархов и международных корпораций, существенно сократятся, а могут и вовсе дойти до нуля.

Если бы в Китае правила ответственная перед людьми демократия, либо даже королевство или династия с разумным правителем, то государство давно приняло бы такие простые меры для спасения своей страны.

Но настоящий Китай — это деформированная страна с таким же деформированным правительством. Правительство не хочет нести ответственность перед своими гражданами. Похоже, что власть имущие отстаивают только интересы своего собственного бюрократического класса.

Если прослойка богатых и сильных говорит «нет», правительство не шевельнёт и пальцем. Не нужно спрашивать китайских чиновников, что они будут делать, когда государство разрушиться. Они и сами знают об этом — многие или уже переместили или сейчас перемещают все свои ценности — кошельки, жён и детей — за границу, в богатые страны.

В современном китайском словаре появился термин «голые чиновники» и сродная с ним поговорка «я — мошенник, поэтому мне нечего бояться». Будет ли в Китае кризис или нет, это совсем не заботит коммунистических чиновников.

Пока власть находится в руках у капиталистического-бюрократического класса, который не хочет отвечать за свои поступки и за развал экономики страны, кому охота платить деньги из своего кармана, чтобы спасти эту страну? Профессор Лан произнёс слова, которые обычно не свойственны учёным: «Остаётся только плакать».

Хотя он и не говорит прямо, но его доводы не вызывают сомнений. Если не ликвидировать власть бюрократическо-капиталистического режима, который не несёт и не хочет нести ответственность, у Китая нет никакой надежды. Таким образом, остаётся только плакать — другого выхода нет.

Вэй Цзиншен

Вэй Цзиншен — известный китайский диссидент. Статья записана на основе интервью Вэй Цзиншена на Radio Free Asia и опубликована с разрешения фонда Вэй Цзиншена.(weijingsheng.org).