ІСТИНА І ТРАДИЦІЇ

Микроблоги делают Пекин уязвимым

Великая Эпоха
Будучи желанным механизмом для свободы слова, микроблоги быстро распространились по всему Китаю, но так же быстро и закрылись. После того как Twitter, Facebook и другие социальные сети сыграли ключевую роль в выборах в Судане в апреле 2010 года, китайский режим осознал степень опасности, которую микроблоги представляют для его правления.

Хэ Цинлянь. Фото: Epoch Times
Хэ Цинлянь. Фото: Epoch Times
На 8-й Китайской конференции по интернет-технологиям, которая прошла в июне того же года в Пекинском университете, рассматривались такие темы, как «Twitter и политика» и «Подстрекающая природа микроблогов».

По теме «Twitter и политика» обсуждалось, каким же образом большинство политически активных китайцев, в том числе зарубежных диссидентов и активистов за демократию, пользовались Twitter. Эта дискуссия оказала влияние на другие электронные и печатные СМИ в Китае.

Касательно темы «Подстрекающая природа микроблогов» участники конференции обратили внимание в основном на то, что блоги позволяют людям освещать протесты и сразу выкладывать информацию о происходящем в интернет в реальном времени.

Даже при том, что режим компартии осознавал, каким потенциалом обладают микроблоги для мобилизации людей и распространения информации, не подверженной цензуре, всё же 4 крупным доменам было разрешено открыть микроблоги. Финансовые интересы сыграли главную роль в их открытии, и Пекин, имея многолетний опыт контроля над интернетом, был уверен, что способен держать китайскую сеть в узде.

Менее чем за 2 года эра микроблогов стала расцветать в Китае.

Администраторы доменов, похоже, приложили немало усилий, чтобы убедить китайский режим в выгоде для страны индивидуальных аккаунтов в соцсетях.

В первом ежегодном отчёте касательно использования правительством микроблогов, опубликованном в январе этого года, сообщалось, что 2011 год является «первым годом микроблогов, спонсируемых китайскими властями». Количество страничек правительственных агентств или чиновников на популярном сервисе Weibo увеличилось на 200% по сравнению с 2010 годом.

Сайт SINA (также известный как Weibo) подтвердил, что около 20 000 страничек созданы чиновниками и госагентствами.

Китайские пользователи интернета, в том числе чиновники и обычные граждане, и даже иностранные наблюдатели подчеркнули активность Weibo в «обсуждении государственного управления».

Многие чиновники стали посмешищем после того, как открыли странички в Weibo. Был случай, когда пользователи вычислили, что один чиновник из провинции Цзянсу переписывается со своей любовницей посредством микроблога. Сообщение на его страничке 20-летней Го Мэймэй, которая хвасталась о своем благосостоянии и связях с организацией «Красный Крест», навлекло позор на эту международную организацию.

С целью контролировать общественное мнение в микроблогах режим поощряет чиновников открывать свои странички и даже проводит тренинги, надеясь улучшить взаимосвязь между чиновниками и гражданами и улучшить таким путём образ страны.

Однако в действительности микроблоги чиновников оказали незначительное влияние. «В государственных микроблогах третья часть чиновников никогда не публиковала сообщения, а половина опубликовала менее 10 сообщений», — писала газета China Economic Weekly в декабре прошлого года.

Некоторые китайские учёные, которым небезразлична страна, в том числе и некоторые журналисты, использовали микроблоги, чтобы распространить призывы к свободе и демократическим ценностям. Несколько из них имеют десятки тысяч поклонников. Влияние этих людей в микроблогах намного превышает популярность знаменитостей и звёзд спорта. Подобные странички отслеживаются режимом и часто закрываются.

Nielsen, исследовательская фирма в области СМИ, опубликовала сравнительную характеристику микроблогов в США и Китае, отмечая, что печатные китайские СМИ подвергаются цензуре, что даёт пользователям микроблогов уникальную возможность распространять привлекательную для обычных пользователей информацию.

Однако эту возможность подавляют. Под строгим контролем режима компартии политическое влияние, оказываемое микроблогами в Китае, в основном, уничтожается.

Weibo добился огромного влияния на госаппарат страны после аварии высокоскоростного поезда в городе Вэньчжоу в июле 2011 года. Пользователи интернета незамедлительно публиковали всякого рода информацию и фотографии после катастрофы, показывая общественности, что случилось.

Впоследствии китайский режим усилил контроль над Weibo.

Во время инцидента в селе Укань провинции Гуандун осенью прошлого года, когда крестьяне выгнали из села партийных чиновников, режим подверг цензуре все сообщения, связанные с этим случаем, и заблокировал некоторым влиятельным пользователям Weibo возможность публиковать комментарии.

К примеру, моя страничка на Weibo не позволяла мне загружать статьи, и я только могла читать сообщения — публиковать их не могла.

Посредством этих мер режим пресёк «подстрекающую природу» микроблогов в этот раз.

Чтобы свести риск от микроблогов к минимуму, в декабре прошлого года режим компартии начал запрашивать личные данные при регистрации каждой странички. Главные домены закрыли много страничек в микроблогах, которые рассматривались как политически небезопасные. 4 страницы на Weibo, принадлежащие мне, были заблокированы. После внедрения этих мер многие странички на Weibo, которые не были зарегистрированы с использованием личных данных пользователя, удалились.

В нормальной стране правительственные органы должны иметь обратную связь с обществом. В борьбе за контроль прессы и свободы слова Пекин выиграл определенное количество битв. Однако я верю, что в самом конце он не избежит поражения.

Хэ Цинлянь — известный китайский экономист, проживающая в США. Автор книг «Подводные камни Китая», которая повествует о коррупции во время китайской экономической реформы в 1990-х годах», а также «Туман цензуры: контроль над СМИ в Китае», где рассказывается об ограничениях и трудностях в работе китайских изданий.