ІСТИНА І ТРАДИЦІЇ

Пекин думает реабилитировать жертв резни на Тяньаньмэнь

Великая Эпоха

Яобан
Яобан

Пекинские студенты возлагают венки и цветы у портрета либерального реформатора и бывшего лидера компартии Китая Ху Яобана 19 апреля 1989 года. Фото: Catherine Henriette/AFP/Getty Images

15 апреля — это годовщина смерти Ху Яобана. Ху был лидером коммунистической партии Китая (КПК) в самый важный период экономических реформ в 1980-х годах. Тогдашний верховный лидер Дэн Сяопин отправил Ху в отставку за то, что тот был склонен к «буржуазному либерализму». 23 года назад внезапная смерть Ху Яобана вызвала новые протесты студентов, которые закончились кровавым подавлением 4 июня 1989 года на площади Тяньаньмэнь в Пекине (самой большой площади в мире).

5 апреля проводится китайская церемония Цинмин, в этот день люди поминают усопших. Много лет люди приходят на могилу Ху Яобана в провинции Цзянси. Но в этом году впервые официальный портал Chinanews сообщил, что множество людей посетили могилу Ху Яобана, дабы почтить его память.

«Реабилитация — это способ доказать, что партия всегда права и замечательна».

Это сообщение обрело широкую огласку и перепечатано многими китайскими СМИ, в том числе и рупором режима — новостным агентством Синьхуа. В сообщении даже было отмечено, что за прошлые годы могилу Ху Яобана посетили 300 тыс. человек, в том числе 80 партийных и государственных лидеров, а также 200 чиновников из различных министерств и провинций.

Публикация этого сообщения многими официальными СМИ в Китае стала первым признаком, подтверждающим слухи о том, что премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао намерен дать новую оценку студенческим демонстрациям и последующей резне, которые произошли в Пекине 23 года назад.

20 марта Financial Times сообщила, что согласно «осведомлённому источнику», Вэнь Цзябао три раза поднимал вопрос о бойне на Тяньаньмэнь во время закрытых совещаний высших чинов партии. Однако каждый раз другие лидеры выражали протест против такого смелого решения (в Китае высшую власть представляет постоянный комитет политбюро компартии — орган из 9 человек, который фактически управляет страной. Вэнь Цзябао и Ху Цзиньтао входят в постоянный комитет).

По материалам Financial Times, Бо Силай — сын Бо Ибо, который настроил Дэн Сяопина использовать армию против студентов, — является одним из наиболее яростных противников реформ Вэнь Цзябао. Но Бо Силай недавно был уволен с поста главы компартии в мегаполисе Чунцине и сейчас находится под следствием.

Многие китайские СМИ за пределами Китая также подтвердили, что Вэнь Цзябао намерен реабилитировать студенческое движение на площади Тяньаньмэнь.

Политические реформы

Многие китайцы считают, что первым шагом к осуществлению политических реформ является восстановление доброго имени жертв бойни на площади Тяньаньмэнь. Но на самом деле, так как политические реформы сейчас не представляются возможными, вопрос реабилитации участников движения на Тяньаньмэнь не нужно так усложнять — его можно решить и без политических реформ.

Дать ясное определение политическим реформам в Китае не просто. Национальный Конгресс КПК заявлял о предстоящих политических реформах множество раз. На самом деле, по сообщениям Конгресса, политические реформы никогда не прекращались, и их просто необходимо продолжать.

Согласно партийным установкам, политическая реформа должна проходить под руководством партии на основе социализма с китайской спецификой. Цель реформы состоит в том, чтобы расширить полномочия партийного руководства, а не ослабить их. Любые существенные изменения, такие как обеспечение свободы прессы, собраний и вероисповедания, не допускаются, потому что любая из этих реформ ознаменует конец правления коммунистической партии.

Поэтому, возможна ли реабилитация пострадавших во время трагедии на площади Тяньаньмэнь в настоящее время? Тех, кто непосредственно давал указания совершить эти преступления, уже нет в живых. Бойня на площади Тяньаньмэнь произошла 23 года назад. Решение о кровавом подавлении приняли главным образом высшие лидеры компартии, которым в то время уже перевалило за семьдесят.

Бывший глава КПК Цзян Цзэминь является единственным представителем предыдущего поколения власти, который непосредственно связан с инцидентом. Тем не менее, он не принимал решение, а просто исполнял его. Цзян Цзэминя назначил генеральным секретарём Дэн Сяопин вместо Чжао Цзыяна, который отказался от военного подавления студентов. Теперь же Цзян Цземинь выступает против реабилитации студентов «4 июня», так как боится, что его начнут обвинять в том, что он не имел права занимать в 89-м году пост генсека компартии (он руководил Китаем с 1989 по 2002 год).

Быть против демократии и свободы абсолютно естественно для Цзяна. Вот почему он закрыл независимое издание World Economic Herald в Шанхае перед тем, как произошла бойня на площади Тяньаньмэнь. Это также одна из причин, по которой Дэн выбрал именно его.

Отец Бо Силая был причастен к решению использовать армию для подавления студентов, поэтому Бо против реабилитации студенческого движения. Теперь, когда Бо Силая нет (его арестовали) — главное препятствие на пути к справедливости ликвидировано.

Более подробно о Бо Силае можно прочитать в статье «Уволенный заговорщик Бо Силай задолжал миллиарды»

Казнить или миловать

Лидеры компартии, которые принимают ключевые решения в управлении страной, опасаются двух вещей, которые может спровоцировать реабилитация «движения Тяньаньмэнь». Во-первых, они боятся любых изменений, и просто хотят сохранить всё как есть. Во-вторых, они понимают, что как только начнётся процесс реабилитации, другие социальные группы захотят выдвинуть свои требования и, в конце концов, свергнут партию.

Тем не менее, большинство лидеров также понимают, что если они решат вопрос о бойне на площади Тяньаньмэнь, то смогут завоевать симпатии общественности и восстановить репутацию партии перед наступлением критического момента. Когда он наступит? Для партии критический момент — это когда она находится в крайне тяжёлом положении и её лидеры считают, что решение какого-то вопроса способствует продлению власти партии, даже на короткое время.

Но процесс реабилитации может быть ускорен из-за некоторых непредсказуемых событий. 5 апреля Ван Дань и несколько других студенческих лидеров опубликовали открытое письмо к руководству китайского режима. В письме они просили разрешения посетить Китай — свою родину.

Неизвестно, вдохновила ли их написать это письмо недавняя отставка Бо Силая. Но в интервью Radio Free Asia Ван действительно упомянул выступление Вэнь Цзябао о том, что нужно пригласить людей с различными мнениями в Чжуннаньхай. Чжуннаньхай — место, где живут лидеры режима, иногда используется как синоним для руководства компартии.

На следующий день, не успел из Китая ещё прийти какой-либо ответ, как Фан Личжи, известный китайский диссидент, умер в своём доме в Аризоне. Фан Личжи был известным астрофизиком и противником режима компартии в 80-тые. Он стал известен в Соединённых Штатах потому, что прожил в посольстве США в Пекине в течение целого года, пока, наконец, не попал в Америку.

Он со своей женой укрылся в посольстве 5 июня 1989 года, на следующей день после того, как случилась трагедия на площади Тяньаньмэнь. С тех пор Фан Личжи жил в изгнании и не имел шанса вернуться в Китай.

Предполагается, что его недавняя смерть связана с разгоревшейся борьбой за власть в Китае между негласной фракцией реформаторов (премьер Вэнь Цзябао и глава КНР Ху Цзиньтао) и сторонниками жёсткой политики во главе с Цзян Цземинем (бывшим лидером Китая) и Чжоу Юнканом (главой политико-юридической комиссии, которая ведает всеми силовыми структурами и образует второй центр власти в Китае).

Цзян и Чжоу в настоящее время переживают крах и теряют влияние. Чтобы удержать власть, Чжоу, как сообщалось, 19 марта хотел совершить переворот в Пекине — окружил с помощью армии здание госагентства новостей Синьхуа, взял под контроль площадь Тяньаньмэнь и китайский кремль — Чжуннаньхай. Его также обвиняют в запугивании китайских диссидентов, которые живут за пределами Китая, и в усилении цензуры интернета и СМИ —например, издание Великая Эпоха недоступно для китайцев. Однако 20 апреля AP сообщила, что Чжоу Юнкан уже находится под следствием. Это предвещает большие изменения в политической системе Китая. Поскольку Вэнь Цзябао и Ху Цзиньтао укрепляют свои позиции во власти, возможно, страна вступит на путь политической реформы.

Никаких извинений

Реабилитация в Китае означает, что власти незаконно обвиняют, осуждают, пытают или заключают кого-то в тюрьму, а затем объявляют о своей полной или частичной невиновности. Никаких извинений не предоставляется, будь то реабилитация с финансовой компенсацией или без неё. Это одностороннее решение, его можно либо принять, либо нет.

Реабилитация — это способ доказать, что партия всегда права и замечательна. Несправедливо обвинённые должны быть благодарны за это. Однако некоторые жертвы и часть общественности считают, что компартия Китая (КПК) не имеет права так поступать со студенческим движением. Они считают, что КПК должна признать и извиниться за преступления, совершённые ею, и просить прощения у пострадавших и семей погибших.

Даже если реабилитация произойдёт на самом деле, это вовсе не означает, что партия изменилась в лучшую сторону. Партия шла на уступки и раньше. В 1981 году после окончания Культурной революции КПК приняла «Резолюцию по некоторым вопросам истории нашей партии с момента основания Народной Республики Китая».

Большинство событий, упомянутых в «Резолюции», являются политическими кампаниями, из-за которых миллионы людей пострадали или были убиты. Партия признала лишь некоторые преступления, но отказалась от остальных. Например, партия отказалась признать, что преследование «правых» было ошибкой. КПК только признала, что оно происходило. В той кампании жертвами стали, по разным оценкам, от полмиллиона до 2 млн человек.

Эту «Резолюцию» представили как доказательство величия партии. Но она не остановила бойню на площади Тяньаньмэнь через восемь лет и так же не помешала начать преследование Фалуньгун в 1999 году, которое продолжается до сегодняшнего дня. Партия не может усвоить уроки истории и наступает на одни и те же грабли вновь и вновь.

Хэн Хэ, Великая Эпоха

Хэн Хэ — политический комментатор для телеканала на китайском New Tang Dynasty («Новая династия Тан»). Регулярно пишет авторские колонки для Великой Эпохи.


----------------------------------

Китайский режим переживает кризис
Китайский режим переживает кризис
Читайте другие статьи по последним событиям в Китае в спецрубрике Великой Эпохи «Китайский режим переживает кризис». Аналитики по Китаю отмечают, что разгоревшаяся борьба за власть, вероятно, приведёт к реформированию политической системы страны. Проследите, как развивалась эта борьба в хронологическом порядке. Узнайте в лицо главных фигурантов борьбы за власть в правящей верхушке Китая.