Ученые Вашингтонского университета: иммунитет к коронавирусу у переболевших Covid-19 может быть пожизненным

Врач или мед. работник показывает быстрый лабораторный тест COVID-19 для выявления IgM и IgG антител к Novel Coronavirus, SARS-CoV-2 с положительным результатом. Иммунитет против COVID-19, респираторная вирусная пневмония. Anyaivanova/Shutterstock

Согласно данным группы исследователей из Медицинской школы Вашингтонского университета, если вы переболели COVID-19, даже в легкой форме, поздравляем вас, поскольку у вас, вероятнее всего, выработался долгосрочный иммунитет. На самом деле, скорее всего, у вас пожизненный иммунитет, как и в случае с выздоровлением от многих инфекционных агентов - как только вы перенесли болезнь и выздоровели, у вас появляется иммунитет, вероятнее, на всю жизнь.

Эти данные убедительные и многообещающие, и они должны стать долгожданной и утешительной новостью для общественности, которая провела прошлый 2020 год, в панике из-за SARS-CoV-2.

Все больше доказательств свидетельствует о существовании длительного иммунитета.

Первоначальные сообщения о том, что иммунитет к COVID был скоротечным, оказались ошибочными

Сезонные коронавирусы, некоторые из которых являются причиной обычной простуды, дают лишь кратковременный защитный иммунитет, при этом повторное заражение происходит через 6-12 месяцев после предыдущей инфекции. Первые данные по SARS-CoV-2 также показали, что титры антител быстро снижались в первые месяцы после выздоровления от COVID-19, что заставило некоторых предположить, что защитный иммунитет против SARS-CoV-2 также может быть недолговечным.

Старший автор исследования Али Эллебеди, доктор философии, доцент кафедры патологии и иммунологии Медицинской школы Вашингтонского университета в Сент-Луисе, отметил, что это предположение ошибочно, о чём говорится в пресс-релизе:

"Прошлой осенью появились сообщения о том, что антитела быстро исчезают после заражения вирусом, вызывающим COVID-19, и ведущие СМИ интерпретировали это как то, что иммунитет недолговечен. Но это неверная интерпретация данных. Нормально, когда уровень антител снижается после острой инфекции, но он не падает до нуля; он плато".

Исследователи обнаружили двухфазную модель концентрации антител против SARS-CoV-2, при которой высокие концентрации антител были обнаружены при остром иммунном ответе, возникающем в момент первичного заражения.

В первые месяцы после заражения, как и следовало ожидать, уровень антител снижался, а затем выравнивался примерно до 10%-20% от максимальной обнаруженной концентрации. В комментарии к исследованию, Андреас Радбрух и Хен-Донг Чанг из Немецкого центра исследования ревматизма в Берлине пояснили:

"Это соответствует ожиданиям, что 10-20% плазматических клеток в острой иммунной реакции становятся плазматическими клетками памяти, и является явным признаком перехода от производства антител короткоживущими плазматическими клетками к производству антител плазматическими клетками памяти. Это не является неожиданным, учитывая, что иммунная память ко многим вирусам и вакцинам остается стабильной на протяжении десятилетий, если не всей жизни".

При возникновении новой инфекции, клетки, называемые плазмобластами, вырабатывают антитела, но когда вирус очищается, на смену им приходят более долговечные Б-клетки памяти, которые контролируют кровь на наличие признаков повторной инфекции.

Плазматические клетки костного мозга (ПККМ) также существуют в костях, выступая в качестве "постоянных и важных источников защитных антител". По словам Эллебеди, "плазматические клетки - это история нашей жизни, с точки зрения патогенов, которым мы подвергались", и именно в этих долгоживущих ПККМ находится иммунитет к SARS-CoV-2.

После COVID-19 инфекции вероятен длительный иммунитет

Для исследования были взяты образцы крови у 77 человек, выздоровевших от COVID-19, примерно через месяц после начала симптомов; большинство из них перенесли легкие формы заболевания. Дополнительные образцы крови были взяты еще три раза с интервалом в три месяца для отслеживания выработки антител; у некоторых участников также были взяты В-клетки памяти и костный мозг.

Уровень антител к спайк-белку (S) SARS-CoV-2 быстро снижался в первые четыре месяца после заражения, а затем замедлялся в течение следующих семи месяцев. Наиболее интересной частью исследования является то, что как через 7, так и через 11 месяцев после заражения у большинства участников были обнаружены ПККМ, которые выделяли антитела, специфичные для спайк-белка, кодируемого SARS-CoV-2.

Эти ПККМ были обнаружены в количествах, аналогичных тем, которые были обнаружены у людей, получивших прививки от столбняка или дифтерии, как считается, обеспечивающие длительный иммунитет.

"В целом, наши данные убедительно свидетельствуют о том, что инфекция SARS-CoV-2, надежно формирует у людей два звена гуморальной иммунной памяти: долгоживущие ПККМ и В-клетки памяти", - отметили исследователи. Это, возможно, лучшее из имеющихся доказательств длительного иммунитета, пояснили Радбрух и Чанг, потому что эта иммунологическая память является отдельной частью иммунной системы, которая необходима для долгосрочной защиты, помимо первоначального иммунного ответа на вирус:

"В фазе памяти иммунного ответа, В и Т-клетки, специфичные для вируса, находятся в состоянии покоя, но готовы начать действовать, если они снова встретятся с вирусом или вакциной, которая его представляет. Эти В и Т-клетки памяти возникают из клеток, активированных в ходе начальной иммунной реакции.

В клетках происходят изменения в хромосомной ДНК, называемые эпигенетическими модификациями, которые позволяют им быстро реагировать на последующие признаки инфекции и стимулируют ответные реакции, направленные на уничтожение возбудителя болезни.

В-клетки играют двойную роль в иммунитете: они вырабатывают антитела, способные распознавать вирусные белки, и могут представлять части этих белков специфическим Т-клеткам или развиваться в плазматические клетки, которые выделяют антитела в больших количествах.

Около 25 лет назад стало очевидно, что плазматические клетки могут сами становиться клетками памяти и выделять антитела для длительной защиты. Плазматические клетки памяти могут сохраняться в костном мозге десятилетиями, если не всю жизнь".

Кроме того, в 2020 году сообщалось, что люди, выздоровевшие от SARS-CoV - вируса, который генетически тесно связан с SARS-CoV-2 и относится к тому же виду вирусов - сохраняли значительные уровни нейтрализующих антител, по крайней мере, через 17 лет после первичного заражения. Это также позволяет предположить, что следует ожидать длительного иммунитета против SARS-CoV-2. Эллебеди даже сказал, что защита, вероятно, будет продолжаться "неопределенно долго":

"Эти [ПККМ] клетки не делятся. Они находятся в состоянии покоя, просто находятся в костном мозге и выделяют антитела. Они делали это с тех пор, как инфекция исчезла, и будут продолжать делать это неопределенно долго".

По материалам The Epoch Times USA