ІСТИНА І ТРАДИЦІЇ

Эксперт: ядерно-энергетическая программа Китая срочно требует внимания мировой общественности

Великая Эпоха
Рабочие ждут прибытия премьер-министра Франции Жан-Марка Эро на совместную китайско-французскую Тайшаньскую атомную электростанцию возле города Тайшань в провинции Гуандун, Китай, 8 декабря 2013 года. Премьер-министр Франции Жан-Марк Эйро рассказал о ядерном опыте своей страны во время визита в Китай - крупнейший в мире рынок атомных электростанций. (Peter Parks/AFP via Getty Images)

У китайского режима амбициозные планы в отношении ядерной энергетики. Через 20 лет Китай хочет стать страной с крупнейшим производством ядерной энергии. Но что это значит для китайских граждан и остального мира?

14 июня CNN сообщил об утечке на АЭС Тайшань в провинции Гуандун. Как сообщается, Французская компания Framatome, которая частично владеет и эксплуатирует атомную электростанцию, предупредила китайские службы безопасности о "надвигающейся радиологической опасности".

Сообщается, что Framatome также обвинила их в том, что они подняли «допустимые предельные значения» за пределами электростанции, чтобы не закрывать её.

Пекин отверг обвинения. В ответ на сообщение CNN глава национального агентства ядерной безопасности Министерства окружающей среды Китая сказал, что увеличение радиоактивности в первом цикле энергоблока №1 [ядерного реактора] в основном связано с поломкой топливных стержней.

Однако результаты радиационного мониторинга в районе Тайшаньской АЭС показали, что «радиационной аномалии в окрестностях объекта нет» и «утечки не было».

Безопасность людей на последнем месте

Отрицания китайских властей недостаточны, чтобы развеять опасения общественности по поводу рисков для безопасности атомных электростанций в Китае, сказал Ние Сен. Китайский учёный и эксперт по энергетике в недавнем интервью гонконгскому изданию Epoch Times, сообщил, что Горожане знают, что Пекин вот-вот осуществит свою «мечту об атомной энергетике».

На пути к тому, чтобы стать ведущим мировым производителем ядерной энергии, Коммунистическая партия Китая (КПК) продолжает игнорировать вопросы безопасности. КПК идёт на огромный риск в развитии ядерной энергетики.

Профессор «Школы инженерии» Католического университета Америки призвал более внимательно взглянуть на политику страны в области ядерной энергетики: «Каково рабочее состояние атомных электростанций в Китае? На что похож уровень безопасности? Всё это срочно требует мирового общественного внимания».

Однако следует исходить из того, что безопасность людей — последнее в списке приоритетов КПК. Ядерная энергия — это в основном политический инструмент, который служит только режиму. Поскольку атомные электростанции экспортируются, полученные данные влияют не только на сам Китай.

Китайская атомная электростанция с европейскими технологиями

Чтобы лучше понять ситуацию на Тайшаньской АЭС, стоит подумать нестандартно.

По словам Ние Сена, АЭС Тайшань была построена в 2009 году с использованием европейских эволюционных энергетических реакторов (ЭЭР). Эта технология также использовалась при строительстве блока Олкилуото 3 в Финляндии в 2005 году и атомной электростанции Фламанвиль во Франции в 2007 году.

И финский, и французский заводы в настоящее время приостановлены из-за проблем с техническими стандартами и стандартами безопасности.

По данным французских властей, в 2015 году во Фламанвилле произошла «аномалия в составе стали» в частях корпуса реактора.

Некоторые СМИ сообщили, что такая же проблема возникла в резервуаре высокого давления Тайшаньской АЭС. Китайский новостной портал "Sina" опубликовал в 2016 году, что государственный орган по ядерной безопасности сообщил о неисправных резервуарах под давлением в двух реакторах ЭЭР.

В то же время французская компания-поставщик электростанций Framatome (бывшая Areva) также выдвинула обвинения. Framatome пожаловалась на то, что 400 компонентов не прошли надлежащую проверку на безопасность китайскими властями.

Однако, хотя блоки ЭЭР в Финляндии и Франции были остановлены, электростанция Тайшань была введена в промышленную эксплуатацию в 2018 году.

Стратегическая отрасль на экспорт

Можно только догадываться, что КПК жертвует безопасностью помещений из экономических соображений, таких как создание рабочих мест.

В 2015 году заместитель директора Китайской комиссии по развитию и реформам Ван Сяотао заявил что, ядерная энергия рассматривается и продвигается как стратегическая отрасль. Помимо железнодорожной отрасли, атомная энергия экспортируется во многие страны.

Покупателей можно найти в основном в странах, входящих в Инициативу «Один пояс, один путь» (BRI Новый шёлковый путь).

По данным Всемирной Ядерной Ассоциации, Китай в настоящее время экспортирует свои ядерные технологии в двенадцать стран: Пакистан, Румынию, Аргентину, Великобританию, Иран, Турцию, Южную Африку, Кению, Египет, Судан, Армению и Казахстан. Все они находятся на разных этапах сотрудничества с Пекином.

Центральное правительство Китая подсчитало экономические выгоды от этой технологии на своём веб-сайте: при инвестиционной потребности в атомной электростанции в размере 3,9 миллиарда евро будет создано 150 000 рабочих мест. В производстве и строительстве задействовано 200 компаний. При 20-процентной доле рынка в странах BRI, что соответствует 30 электростанциям, можно заработать 130 миллиардов евро и 5 миллионов рабочих мест.

На пути к номеру 1?

С мощностью АЭС 49,89 ГВт (гигаватт) Китай по-прежнему занимает третье место после США и Франции. Об этом в апреле сообщило государственное информационное агентство «Синьхуа». По производству атомной энергии она даже занимает второе место после США.

Амбициозные планы режима можно выразить цифрами: мощность электростанции должна вырасти до 70 ГВт к 2025 году и до 120 ГВт к 2030 году. По данным Forbes, тогда Китай обгонит США (которая на данный момент имеет 96,5 ГВт).

На сегодняшний день в Китае строятся 17 атомных электростанций общей мощностью 18,53 ГВт.

Об этом говорится в текущем отчёте Китайской ассоциации ядерной энергетики "Развитие ядерной энергетики в Китае".

В настоящее время в Китае насчитывается атомных электростанции, большинство из которых расположены в прибрежных районах. 49 из них находятся в эксплуатации.

Источник: The Epoch Times