ІСТИНА І ТРАДИЦІЇ

Глава китайской пропаганды теряет влияние

Великая Эпоха
Лю Юньшань, глава Центрального управления пропаганды Коммунистической партии Китая, принимает участие в закрытии сессии 18-го Всекитайского съезда Коммунистической партии Китая, 14 ноября 2012 года, Пекин. На этом съезде Си Цзиньпин был назначен главой партии, и с тех пор Лю использовал свою власть, чтобы создавать Си проблемы

Лю Юньшань, глава Центрального управления пропаганды Коммунистической партии Китая, принимает участие в закрытии сессии 18-го Всекитайского съезда Коммунистической партии Китая, 14 ноября 2012 года, Пекин. На этом съезде Си Цзиньпин был назначен главой партии, и с тех пор Лю использовал свою власть, чтобы создавать Си проблемы. Фото: Feng Li/Getty Images

Незначительные детали указывают на то, что власть утекает из рук важнейшей фигуры в Коммунистической партии Китая (КПК), связанной с экс-главой партии Цзян Цзэминем.

Лю Юньшань был переизбран в члены Постоянного комитета Политбюро — в 2007 году он вошёл в этот верховный партийный орган, а в 2012 году остался на второй срок. На эту должность его назначили благодаря влиянию Цзян Цзэминя, и с 2002 года он служит интересам Цзяна, сохраняя жёсткий контроль над партийным аппаратом пропаганды.

Один из признаков, указывающих на ослабление роли Лю, — это расписание заседаний, следующих после 4-го пленума ЦК. В компартии существует обычай — после ежегодного тайного совещания ЦК различным государственным и партийным ведомствам проводить заседания, содействующие важному сообщению ЦК.

В этом году 23 октября, на следующий день после того как 4-й пленум завершился, Центральная ведущая группа по контролю за интернетом и информацией провела свой семинар, чтобы передать дух встречи. Всекитайское собрание народных представителей и Политический консультативный совет КНР тоже в этот день провели подобные тематические семинары.

Контролируемое Лю Юньшанем Управление пропаганды не проводило своего заседания по «Приведению в жизнь духа 4-го пленума» вплоть до 25 октября. Для тех, кто наблюдает за Китаем и за всеми малейшими изменениями в компартии, задержка во времени проведения заседания много о чём говорит, показывая, что заседанию Управления пропаганды был предоставлен более низкий статус.

Кроме того, директор Бюро контроля за интернетом и информацией Лу Вэй не присутствовал на заседании Управления пропаганды, хотя интернет — это важная часть аппарата пропаганды. Вместо этого, Лу проводил отдельный семинар для Группы по контролю за интернетом за день до этого.

Отсутствие Лу на встрече Управления пропаганды означает, что Бюро по контролю интернета и информации уже не находится под контролем Лю Юньшаня.

Этот отдел ранее имел название Государственный отдел интернет-информации и подчинялся Главному управлению Госсовета. 27 февраля 2014 года глава партии Си Цзиньпин принял на себя руководство группой, переименовал и перевёл её в центральную партийную организацию.

Хотя Цзян Цзэминя в 2002 году сменил на посту главы партии Ху Цзиньтао, Цзян на протяжении всего 10-летнего срока правления Ху сохранил возможности значительно влиять на события. Контроль над Управлением пропаганды было одним из средств, которые Цзян использовал для ограничения власти Ху.

Ещё до того, как Си Цзиньпин пришёл к власти в ноябре 2012 года, Цзян Цзэминь и лояльная ему фракция старались ограничить власть Си или даже сместить его. Лю Юньшань постоянно создавал Си неприятности, цензурируя и неправильно толкуя его выступления.

Например, в новогоднем выпуске 2013 года газеты Southern Weekly первоначально была выпущена редакционная статья под названием «Мечта о Китае, мечта о конституционализме», которая призывала к предоставлению прав, гарантированных китайской Конституцией. По приказу То Чжэня, главы пропаганды в провинции Гуандун (Southern Weekly издаётся там), редакционная статья была заменена на статью, восхваляющую компартию.

Идея статьи «Мечта о конституционализме» основывалась на речи, с которой Си выступил 4 декабря 2012 года, отстаивая авторитет Конституции и верховенства права. «Страной, которой правит закон, должна прежде всего править Конституция, и законное управление должно основываться на Конституции», — сказал Си.

Другой пример вмешательства Лю произошёл 15 октября 2014 года. Младший брат Си, Си Юаньпин, опубликовал в Shenzhen Daily статью, содержащую рассказы его отца и других членов семьи, а также фотографию Юаньпина с матерью и женой.

Статью опубликовали на многих сайтах рупоров партии — «Синьхуа», «Жэньминь жибао» и China News. Однако в течение нескольких часов все публикации этих статей были убраны из интернета.

Двухчасовая речь Си 15 октября, в которой было поднято много вопросов, касающихся литературных и художественных произведений Китая, была всеми расценена таким образом, что Си выступил против системы пропаганды под контролем Лю.

Фан Сяо, Великая Эпоха


Комментарий редакции: Отметим, Цзян Цзэминь печально известен в международном сообществе тем, что в 1999 году начал преследование против более 70 млн последователей духовной практики Фалуньгун. Одной частью этой кампании, которая не остановлена до сих пор, является использование государственного аппарата пропаганды, который «демонизировал» последователей Фалуньгун, чтобы обосновать репрессии. В своей «антикоррупционной кампании», которую начал Си Цзиньпин, придя в 2012 году к власти, он постепенно ослабляет влияние бывших сторонников Цзян Цзэминя, которые всеми силами пытаются удержать власть, чтобы не понести ответственность за это преследование. Неприятности появились уже как у самого Цзян Цзэминя, так и его ключевых сторонников, главным среди которых считался глава безопасности Китая Чжоу Юнкан.


Читайте также:
Рупор компартии «Жэньминь жибао» — мишень коррупционного расследования
Официальная речь Си Цзиньпина: кто вырезал слова о конституционализме?