ІСТИНА І ТРАДИЦІЇ

Принцесса Веньчэн — любимая принцесса династии Тан

Великая Эпоха
В истории Китая брачные союзы между царствующими особами разных государств служили для поддержания мирных отношений с другими странами. Такая практика берёт своё начало ещё c времён династии Хань (200 гг. до н.э.). Однако наиболее удачным можно считать брачный союз, заключённый во времена правления императора Тайцзуна, когда он решил выдать замуж одну из своих дочерей — принцессу Вэньчэн за тибетского царя Сонгцэна Гампо.

Принцесса Вэньчэн. Иллюстрация: Jane Ku/Великая Эпоха
Принцесса Вэньчэн. Иллюстрация: Jane Ku/Великая Эпоха
В 632 г. н.э. Сонгцэн Гампо, в то время ещё молодой и талантливый правитель Тибета, повторно объединил Тибет и стал национальным героем. Однако его попытки воевать с Китаем не принесли успеха. Видя, что Китай при императоре Тайцзуне становится более мощным и преуспевающим государством, тибетский правитель решил попросить руки у китайской принцессы.

Культура Китая находилась на пике развития и таким образом Сонгцэн Гампо хотел поднять уровень культуры в Тибете. В то время Сонгцэн Гампо был занят укреплением своего царства, поэтому, просить руку принцессы, он отправил в столицу Китая Чанъань своего наиболее преданного министра вручив ему множество сокровищ. Посла сопровождали более ста элитных воинов.

Принцесса Вэньчэн славилась красотой, мудростью и хорошими манерами. В то время в Чанъань прибывало много посланников из других регионов, которые, как и тибетский царь, хотели получить её в жёны для своих государей. Чтобы поступить честно, император Тайцзун решил провести соревнование, в котором нужно было отгадать пять загадок (или шесть, согласно тибетской историческим записям), и объявил, что предложение руки и сердца будет принято от любого монарха и посланника, который сможет их решить.

Первое, что нужно было сделать — это провести шёлковую нить сквозь маленький вьющийся тоннель шириной с жемчужину. Для решения этой загадки, тибетский посланник решил разлить немного мёда в конце тоннеля и затем привязал нить к муравью, поместил его в начале тоннеля и слегка подтолкнул. Следуя за ароматом мёда, муравей прошёл через тоннель вместе с ниткой, привязанной к нему.

Вторая задача заключалась в том, чтобы собрать сто маленьких пони вместе со своими матерями, чтобы каждый из них находился рядом со своей матерью в одном загоне. Для решения этой задачи тибетский посланник отделил матерей от малышей и на день оставил пони без воды. На следующий день он легко смог собрать кобыл со своими детёнышами, поскольку голодное потомство сразу побежало к своим матерям, чтобы те накормили их, таким образом можно было легко различить пары матерей и их детёнышей.

Благодаря своей мудрости тибетский посланник смог решить все задачи до одной, включая и ту, в которой нужно было узнать принцессу Вэньчэн среди нескольких сотен красавиц. Ни один из посланников никогда ранее не видел принцессу, но проницательный министр сумел разузнать, как она выглядит, у одной дамы, которая когда-то служила принцессе. В конечном счёте, это и помогло ему найти и узнать Вэньчэн среди множества других красавиц.

Императора Тайцзуна так впечатлил тибетский посланник, что он сразу предложил ему службу и положение в Китае, от которых тот мягко отказался. Император был очень доволен и сказал: «Ваш царь должно быть очень мудрый, раз у него такой умный и верный помощник!»

Принцесса Вэньчэн хотела быть увереной в том, что этот брак будет способствовать миру между Тибетом и династией Тан. А чтобы этого достичь она хотела распространять буддизм в Тибете и попросила разрешения у императора Тайцзуна, чтобы он позволил ей взять с собой драгоценную статую Будды — так она хотела сделать Тибет ещё более добрым, терпимым и миролюбивым государством.

Император дал ей в приданое драгоценные камни, золото, а также красивую и изысканную мебель. Помимо всего этого, принцесса просила дать ей семена растений, инструменты для обработки земли, шёлк, фарфор, музыкальные инструменты и книги по медицине. Всё это она хотела использовать для того, чтобы научить тибетцев передовым на то время навыкам ведения сельского хозяйства, так как ранее они вели кочевой образ жизни. Услышав это, император Тайцзун улыбнулся и сказал: «Это прекрасно, что тибетский царь сможет жениться на такой замечательной принцессе. Ты принесёшь всему Тибету чудеса».

Когда принцессу Вэньчэн сопровождали в Тибет, Сонгцэн Гампо приказал армии продвинуться к границам государства, чтобы приветствовать его невесту. Свадьба между правителем Тибета и Вэньчэн оказала большое влияние на отношения Тибета с китайской династией Тан. Небольшой монастырь Джоканг был построен специально для того, чтобы разместить статую Будды, которую привезла с собой принцесса.

Через некоторое время посадили и семена, специально подобранные для тибетских нагорий, которые в скором времени проросли. Китайские мастера ввели передовые методы ведения сельского хозяйства, что позволило повысить урожайность. Ремесленники же передали свои навыки плетения, производства бумаги и чернил тибетскому народу. Мир на долгие годы воцарился в отношениях между Китаем и Тибетом, и с тех пор шёлковый путь стал безопасным.

Когда Вэньчэн умерла в 680 н. э. тибетцы устроили торжественные похороны. Династия Тан отправила в Тибет представителя, чтобы оплакивать принцессу. Много мифов и легенд о Вэньчэн и царе Сонгцэне Гампо распространялись в Тибете. До сих пор статуя принцессы, которую изваяли 1300 лет назад, всё ещё сохраняется в городе Лхасе. Местные буддисты поклоняются Вэньчэн как богине милосердия, а обычные жители до сих пор празднуют день её рождения и день прибытия в Тибет.