ІСТИНА І ТРАДИЦІЇ

Самоцензура в обмен на китайский рынок

Великая Эпоха
Стремительное развитие китайского рынка всё больше привлекает к себе внимание всего мира. Не исключение в этом случае и рынок СМИ КНР, который из-за большого количества жителей страны, имеет огромный потенциал. Однако за возможность получать с этого рынка прибыль, западные СМИ должны в угоду коммунистическому правительству поступаться основным принципом – свободой информации.

Тотальный контроль общественного мнения компартия Китая распространяет и на иностранные СМИ. Фото: GOH CHAI HIN/AFP/Getty Images
Тотальный контроль общественного мнения компартия Китая распространяет и на иностранные СМИ. Фото: GOH CHAI HIN/AFP/Getty Images
По мнению учёного из пекинского университета Цинхуа Циня Хуэя, которое было опубликовано на китайском портале «Права человека в Китае» (China Human Rights), в области экономики Китай имеет двойное влияние на Запад.

Характерные факторы современного Китая, так называемые «преимущества от бесправного положения людей» уже бросили вызов социальной защите и правам рабочих в западных странах. А происходящее при таком строе бурное развитие экономики КНР, оказало своё влияние на капиталистическую систему правления во всём мире. Вместе с этим находящийся под полным контролем компартии рынок СМИ Китая также оказал влияние на западные СМИ, которые хотят на него попасть. Немало из них пожертвовали своими принципами ради того, чтобы получать прибыли от китайской аудитории.

Такие медиа-гиганты как Yahoo и Google согласились на самоцензуру по требованию китайских властей, нарушая международные принципы свободы информации, только чтобы их пустили на китайский рынок.

После неудачной попытки бросить вызов цензуре компартии Китая в начале этого года, победили экономические выгоды, и компания Google снова отфильтровывает для китайских граждан содержание, которое не хочет им показывать компартия.

Один из крупнейших медиа-магнатов Руперт Мердок недавно заявил, что сворачивает все свои проекты в Китае из-за жёстких ограничений партийной цензуры в области СМИ.

В 1993 году его корпорация News Corporation приобрела одну из самых крупных гонконгских спутниковых телекомпаний Star TV, вещающую на 54 азиатских государства, в том числе и на Китай. В 1994 году, чтобы угодить китайским властям, эта телекомпания перестала транслировать программы международного канала новостей Би-би-си. Мердоку пришлось выдержать лавину обрушившейся на него за это критики, но даже такой шаг не помог ему получить ожидаемые прибыли, ради которых он всё это делал.

После неудачной попытки бросить вызов цензуре компартии Китая, победили экономические выгоды и компания Google снова занимается самоцензурой в Китае. Фото: MIKE CLARKE/AFP/Getty Images
После неудачной попытки бросить вызов цензуре компартии Китая, победили экономические выгоды и компания Google снова занимается самоцензурой в Китае. Фото: MIKE CLARKE/AFP/Getty Images
По мнению Циня Хуэя, кроме прямых ограничений со стороны китайских властей, западные СМИ, которые работают на китайскую аудиторию, подвергаются также и влиянию патриотических чувств китайцев.

Этот так называемый патриотизм тоже порождён компартией и направлен именно в те области, которые стратегически необходимы партии.

Например, во время пекинской Олимпиады в 2008 году в мире прокатилась волна массовых протестов против нарушений прав человека в Китае и подавления тибетцев. В то время в китайском Интернете был также большой подъём патриотических чувств, многие китайцы на этой волне стали выражать ненависть западным СМИ за «антикитайские публикации».

Это настроение китайцев заставило задуматься вещающие на китайском языке иностранные СМИ и хорошо выбирать содержание своих новостей. Самым ярким примером стали комментарии Чжан Данхун, заместителя начальника отделения немецкого радио Deutsche Welle на китайском языке, которые она сделала в интервью немецкому телевидению, и которые потом вызвали волну критики и её смещение с должности.

В частности она сказала: «В Китае 400 млн. человек вышли из состояния нищеты, это говорит о том, что компартия Китая принесла гораздо больше пользы, чем любая политическая сила в мире, которая соблюдает декларацию о правах человека». А по отношению к тому, что в Китае блокируются сайты духовной практики Фалуньгун и «Свободный Тибет» она сказала: «В Германии тоже не открываются сайты с детской порнографией».

В настоящее время также идут острые споры по поводу того, что радио Deutsche Welle на китайском языке часто жертвует принципами независимости и объективности под влиянием обострённых националистических чувств китайцев.

Кроме политического давления, вещающие на китайском языке западные СМИ также подвергаются и коммерческому давлению, отмечает Цинь.

Особенно они стали поддаваться на это давление после начала мирового экономического кризиса.

Шествие в защиту свободы СМИ в свободном от контроля компартии Гонконге. Надпись на плакате: «СМИ это не инструмент правительства». Фото: AFP
Шествие в защиту свободы СМИ в свободном от контроля компартии Гонконге. Надпись на плакате: «СМИ это не инструмент правительства». Фото: AFP
Например, международный круглосуточный канал новостей Би-би-си в 2005 году закрыл своё вещание на 10 языках, сэкономив около 20 миллионов долларов США, а в 2011 году собирается ещё сократить одну четвёртую своих расходов.

В такой нелёгкой ситуации оказалось и китайскоязычное вещание Би-би-си. В ситуации, когда сайт Би-би-си в КНР заблокирован властями, а коротковолновая трансляция глушится, руководство приняло решение создать отдельную страницу, содержание которой компартия могла бы принять и не блокировать. На этой странице публикуются только новости развлекательного и неполитического характера. На ней также осуществляется и цензура «чувствительного» для компартии содержания в высказываниях различных людей. Например, специалист водного хозяйства из Германии Ван Вэйло выразил недовольство Би-би-си за то что они вырезали из его интервью часть о том, где он критиковал китайские власти за нерациональное использование воды.

Был также громкий случай, когда в публикации интервью с духовным лидером тибетцев Далай-ламой Би-би-си изменила его слова. После волны критики, редактор сайта радио на китайском языке сказал, что для китайцев они делают сообщения очень осторожно и что перед публикацией этого интервью они отправили его сотрудникам китайского посольства, чтобы те «высказали замечания».

Кроме этого на китайскоязычном сайте Би-би-си была удалена программа, в которой анализировались политические и другие события в Китае, которую так сильно любили слушатели и также сильно ненавидели китайские власти.

Наличие специальной страницы и введение самоцензуры значительно увеличило посещаемость сайта радиокомпании и соответственно принесло ей немалые прибыли.

Таким образом, опираясь на мощь своей экономики, китайские власти контролируют общественное мнение не только у себя в стране, но уже и успешно ограничивают свободу иностранных СМИ и посягают на всемирные ценности демократии и свободы в мире.

В свою очередь западные СМИ, стремясь получить лакомый кусок от огромного пирога китайского рынка, испытывая давление внутри Китая и блокирование своей информации из-за пределов КНР, очень легко соглашаются поступиться своими принципами в обмен на милость компартии Китая.