Фотографии космоса — июнь, часть 1

Вашему вниманию предлагается подборка лучших фотографий на тему космоса по версии сайта NASA (июнь, часть 1).

Фотографии космоса. Небесная бабочка в созвездии Лебедя.

Фото: ESA/NASA

Орбитальный телескоп «Хаббл» запечатлел планетарную туманность NGC 7026, которая находится неподалёку от «кончика хвоста» созвездия Лебедя. Облако светящегося газа и пыли, по форме напоминающее бабочку, является останками звезды, похожей на Солнце.

Несмотря на своё название, планетарные туманности не имеют ничего общего с планетами. По сути, планетарная туманность это просто недолгий этап существования звезды среднего размера под конец её жизни. После выгорания топлива от звезды остаётся горячее ядро, а газовая оболочка раздувается. Оболочка разогревается и начинает светиться как неоновая вывеска. Как и в случае флуоресцентных ламп, цвет свечения определяется составом газовой оболочки звезды.

Также смотрите другие выпуски
(подборка фотообзоров о космосе, красивые фотографии космических пейзажей)

Фотографии космоса. Прохождение Венеры по диску Солнца.

Фото: NASA/SDO, AIA

Зонд исследования динамики Солнца SDO получил 5 июня изображение прохождения Венеры по диску светила, длившегося 6 часов 40 минут. С момента изобретения телескопа в 1608 году наблюдалось всего 16 прохождений Венеры — по два каждые восемь лет, причём парные прохождения отделены друг от друга промежутками от 105 до 121 года. Последнее прохождение случилось в 2004 году, а следующее состоится только в 2117 году.

Фотографии космоса. Сатурн в инфракрасном свете.

Фото: ESA, NASA

Газовый гигант Сатурн известен своей яркой системой колец и многочисленными спутниками. Однако на этом составном изображении, полученном зондом «Кассини» в видимом и инфракрасном диапазонах, и к тому же окрашенном в искусственные цвета, планета выглядит необычно. Знаменитые кольца почти не различимы. Они видны с ребра и проходят по центру картинки. Наиболее эффектно смотрится граница разделения дня и ночи. Сине-зелёные оттенки справа (на дневной стороне) — это видимый солнечный свет, отражённый от слоя облаков Сатурна. На ночной стороне слева вместо солнечного света присутствует инфракрасное излучение планеты, позволяющее разглядеть детальную структуру слоя облаков Сатурна. Широкие полосы в северном полушарии — это тень от колец Сатурна, видимая в инфракрасном свете.

Фотографии космоса. Три туманности в созвездии Стрельца.

Фото: Martin Pugh/martinpughastrophotography.id.au

На фотографии запечатлены три яркие туманности в созвездии Стрельца и густо усыпанный звёздами центр Млечного Пути. Слева от центра картинки — большая туманность М8, а чуть поменьше справа — M20. Третья туманность, NGC 6559, расположена чуть выше M8 и отделена от неё тёмной полосой пыли. Все три туманности находятся от нас на расстоянии около 5 тыс. световых лет и представляют собой «звёздные ясли». Туманность M8, занимающая в поперечнике более сотни световых лет, известна как «Туманность Лагуна». M20 получила название «Тройная туманность» или «разделённая на три лепестка». Свечение водорода окрашивает туманности в красный цвет, а голубые тона, особенно в Тройной туманности — это отражённое пылью излучение звёзд. Выше и правее туманности М20 можно увидеть одно из рассеянных звёздных скоплений M21.

Фотографии космоса. M51 — галактика «Водоворот».

Фото: Marco Burali/osservatoriomtm.it

В созвездии Гончих Псов находится пара взаимодействующих галактик, занимающих 51-е место в каталоге Шарля Мессье. Огромная галактика диаметром около 100 тыс. световых лет с хорошо заметной спиральной структурой также обозначается как NGC 5194. Её спиральные рукава и пылевые прожилки смотрятся очень эффектно на фоне соседней галактики NGC 5195 (сверху). Пара галактик удалена от нас на расстояние примерно 31 млн световых лет. «Водоворот» — единственная спиральная галактика с достаточно контрастными рукавами, которые можно рассмотреть даже в любительский телескоп. А при хорошем небе заметно, как продолжение спирали оставляет тёмный пылевой след на теле NGC 5195.

Фотографии космоса. Телескоп «Хаббл» увидел яркую вспышку в спиральной галактике.

Фото: ESA/Hubble & NASA

На фото показан один из рукавов спиральной галактики Мессье 99. М99 это так называемая «прекрасно продуманная» галактика с крупными, длинными и очень хорошо структурированными рукавами. М99 находится от нас почти в 50 млн световых лет и принадлежит к большому скоплению галактик в созвездии Девы, ближайшему к нам. М99 относительно большая и яркая структура, которая изучалась астрономами ещё в 18 веке.

В последнее время М99 вновь обратила на себя внимание рядом необычных явлений, одно из которых отображено на этом снимке. Справа вверху стрелкой показана жёлто-оранжевая звезда, получившая название PTF 10fqs. Эта звезда необычна тем, что не укладывается в привычную классификацию. Она светится ярче новой звезды, но слабее сверхновой. Одно из объяснений необычного увеличения светимости — вполне возможно, на поверхность звезды падает одна из планет-гигантов.

Фотографии космоса. Когда тайное становится явным.

Фото: NASA/JPL-Caltech/GSFC

Инфракрасный телескоп «Спитцер» обнаружил структуру излучения, которая, по мнению астрономов, образована первыми звёздами и галактиками нашей Вселенной.

Телескопом наблюдалась полоса неба размером 1х0,12 градуса в созвездии Волопаса. В верхней части составного изображения приведены результаты сканирования неба на волне длиной 4,5 мкм с учётом светимости звёзд и галактик. В нижней части показан тот же участок неба, но с удалёнными из него источниками яркого излучения (серые пятна). После обработки снимка и сглаживания фонового свечения была обнаружена структура излучения, которую невозможно заметить при обычном наблюдении неба.

Форма этой световой структуры согласуется с моделью распределения скоплений первых галактик, появившихся во Вселенной. По мнению астрономов, обнаружение такой световой структуры позволяет лучше понять, что происходило во Вселенной в первые моменты после «Большого взрыва», когда ещё невозможно было выделить отдельные галактики из скоплений.

Фотографии космоса. Ближний Восток ночью.

Фото: nasa.gov

Экипаж экспедиции МКС-31 запечатлел дельту реки Нил вместе с ночным освещением городов Каир и Александрия. На фото также видны два пристыкованных к МКС космических аппарата — «Союз» (слева) и «Прогресс».

Фотографии космоса. Туманность «Рыбачья сеть».

Фото: nasa.gov

Из архива наблюдений телескопа «Хаббл». На снимке — туманность «Рыбачья сеть», известная также как «Вуаль» или «Петля». Эта диффузная туманность находится в созвездии Лебедя и является огромным и относительно тусклым остатком взрыва сверхновой примерно 5000—8000 лет назад. Туманность удалена от нас примерно на 1400 световых лет.

Фотографии космоса. Чёрные дыры и тёмная материя.

Фото: nasa.gov

Новые наблюдения рентгеновского телескопа «Чандра» позволили астрономам выдвинуть предположение о связи между ростом центральных чёрных дыр в галактике и окружающим её гало тёмной материи.

Долгое время астрономы полагали, что чёрные дыры в центре галактик увеличиваются в размере вместе с ростом центральной галактической выпуклости (балджа). Чем больше одно, тем больше и другое, причём масса чёрной дыры обычно не превышает 0,2 процента массы балджа. Однако в галактиках NGC 4342 (слева на фото) и NGC 4291, которые давно наблюдаются астрономами, чёрные дыры оказались намного крупнее — их масса соответственно в 10 и 35 раз больше расчётного значения.

Новые данные телескопа «Чандра» показали, что столь значительные отклонения в массе чёрных дыр не являются ошибкой наблюдения. Каждая из галактик погружена в огромный кокон тёмной материи, и если сопоставлять «весовые категории» чёрных дыр и тёмной материи, то масса чёрных дыр не кажется избыточной. Вместе с тем, однако, общая масса звёзд в каждой галактике очень невелика. По этой причине астрономы и предположили, что эволюция центральных чёрных дыр гораздо теснее связана с окружающими эти галактики гало тёмной материи и почти никак с ростом балджей.

Гало тёмной материи астрономы отыскали косвенно при помощи рентгеновского излучения горячего газа, окружающего галактики. Поскольку давление горячего газа в состоянии уравновесить гравитационные силы всей материи в галактике, то отыскание рентгеновского свечения газа может предоставить новые сведения о тёмной материи. Как показали результаты наблюдений, излучения и самого горячего газа хватает с избытком — каждая галактика погружена в огромный газовый кокон, простирающийся далеко за её пределы, что и отображено на снимке голубым цветом. А это означает, что у каждой из галактик, которые небогаты на «звёздных жильцов», имеется очень массивное гало тёмной материи.

Галактика NGC 4342 находится в созвездии Девы, а NGC 4291 в созвездии Дракона. Обе галактики сравнительно близки к нам по космическим меркам — они удалены на 75 и 85 млн световых лет соответственно.