Фотографии космоса — май, часть 1

Вашему вниманию предлагается подборка лучших фотографий на тему космоса по версии сайта NASA (май, часть 1).

Фотографии космоса. Корабль «Союз ТМА-22» после отстыковки от МКС.

Фото: nasa.gov

На изображении, снятом с борта МКС, показан пилотируемый космический корабль «Союз ТМА-22» после расстыковки со станцией. На Землю возвращаются космонавты Дэниел Бёрбанк (командир 30-й экспедиции), Антон Шкаплеров (командир корабля «Союз») и Анатолий Иванишин (бортинженер). На борту МКС космонавты провели свыше 5 месяцев в составе 29-й и 30-й долговременных экспедиций. 27 апреля 2012 года «Союз ТМА-22» совершил посадку в районе г. Аркалык в Казахстане. Примечательно то, что это был последний запуск корабля серии «Союз ТМА» с аналоговым управлением. На смену ему пришли «цифровые» пилотируемые корабли серии «Союз ТМА-М».

Также смотрите другие выпуски
(подборка фотообзоров о космосе, красивые фотографии космических пейзажей)

Фотографии космоса. Взрыв чёрной дыры в спиральной галактике М83.

Фото: nasa.gov

Обсерватория «Чандра» обнаружила очень яркий источник рентгеновского излучения, созданный чёрной дырой в спиральной галактике M83, которая находится в 15 млн световых лет от Земли.

В левой части изображения показана галактика M83 в оптическом диапазоне, запечатлённая чилийским телескопом VLT, который управляется Европейской Южной обсерваторией. Изображение в правой части составлено из данных рентгеновской обсерватории «Чандра» (розовый цвет) и данных телескопа «Хаббл» (оптический диапазон — синий и жёлтый цвета). Источник излучения в галактике М83 выглядит как яркий бело-розовый круг и находится в нижней части снимка почти по центру.

По данным телескопа «Чандра», сканировавшего М83 в течение нескольких лет, светимость чёрной дыры в рентгеновском диапазоне внезапно выросла почти в 3000 раз. Для объектов такого типа это самая мощная вспышка из наблюдавшихся до сих пор. Изучение данных в оптическом диапазоне также показало присутствие на месте чёрной дыры ещё одного источника излучения, который отсутствовал перед её взрывом. По мнению астрономов, спутником чёрной дыры является красный гигант возрастом свыше 500 млн лет и массой почти четыре солнечных. Кстати, возраст чёрной дыры оценивается примерно таким же, как и у красного гиганта.

Астрономы считают, что излучение в оптическом диапазоне было создано окружающим чёрную дыру облаком вещества, которое та похитила у красного гиганта. А поглощение этого вещества сверх меры вывело чёрную дыру из равновесия, что привело к мощной вспышке в рентгеновском диапазоне.

Фотографии космоса. Цепочка кратеров Тракт на Марсе.

Фото: ESA/DLR/FU Berlin (G. Neukum)

Изображение цепочки марсианских кратеров Тракт (Tractus Catena) получено стереокамерой высокого разрешения аппарата Mars Express. Масштаб изображения 22 м на пиксель.

Фотографии космоса. Тефия и Энцелад на фоне Сатурна.

Фото: NASA/JPL-Caltech/Space Science Institute

Аппарат «Кассини», пролетая возле Сатурна, сфотографировал с расстояния около 2,9 млн км спутники Тефию и Энцелад. Изображение снято с неосвещённой стороны колец с отклонением в 1 градус ниже плоскости колец. Оба спутника видны как яркие точки в левой части фотографии. Тефия (диаметром в 1062 км) видна над плоскостью колец почти возле края фотографии, а Энцелад (диаметром в 504 км) притаился возле Сатурна. Полосы на самом Сатурне — это тень от его колец.

Фотографии космоса. Кратер Гейла и гора Шарп на Марсе — объект исследования марсохода Curiosity.

Фото: NASA/JPL-Caltech/ESA/DLR/FU Berlin/MSSS

На изображении показан ударный кратер Гейла с возвышающейся в центре горой Шарп, у подножия которой в августе должен опуститься марсоход Curiosity («Любопытство»). Изображение кратера и горы получено путём компьютерной обработки данных аппаратов Mars Express, Mars Reconnaissance Orbiter и станции «Викинг».

Диаметр кратера составляет 154 км, а высота горы Шарп над северным дном кратера — 5,5 км. Геологический возраст кратера — от 3,5 до 3,8 млрд лет.

Во время первой стадии исследования, рассчитанной на 2 года, марсоход постарается получить ответ на вопрос, формировались ли когда-нибудь в кратере условия для возникновения жизни.

Кратер получил название в честь Уолтера Фредерика Гейла, астронома-любителя, который наблюдал Марс в конце XIX века и описал наличие «каналов» на красной планете. Гора Шарп названа в честь выдающегося геолога Роберта Шарпа, основоположника планетологии, входившего в состав команды специалистов НАСА первых марсианских миссий.

Фотографии космоса. Туманность «Рыба-Дракон».

Фото: NASA/JPL-Caltech/Univ. of Toronto

Телескоп «Спитцер» запечатлел изображение туманности, получившей название «Рыба-Дракон». Эта беспокойная область, битком набитая звёздами, является домом для некоторых самых ярких и массивных звёзд в нашей галактике. Туманность находится примерно в 30 000 световых лет от Земли в созвездии Южного Креста.

Массивные звёзды своим мощным излучением раздули пузырь газа и пыли размером свыше 100 световых лет в поперечнике (тёмная область внизу по центру). Этот пузырь похож на «зубастый рот» глубоководной рыбы-дракона, а два ярких пятна создают иллюзию глаз-бусинок.

Инфракрасное излучение в туманности создаётся газом и пылью, которые разогреваются невидимым центральным скоплением массивных звёзд. Яркие пятна вдоль «тела рыбы», в том числе её «глаза», по всей видимости, являются небольшими областями молодых звёзд, которые образовались из газа и пыли, спрессованных излучением центральных массивных звёзд.

Фотографии космоса. Модуль МКС «Купол».

Фото: nasa.gov

На фото показан модуль «Купол» Международной космической станции. В иллюминаторе «Купола» можно заметить лицо бортинженера экспедиции МКС-30 Олега Кононенко.

Фотографии космоса. Ацидалийская равнина и Tempe Terra.

Фото: ESA/DLR/FU Berlin (G. Neukum)

На изображении, полученном путём компьютерной обработки данных аппарата Mars Express, показана переходная зона между Ацидалийской равниной (тёмное плато в северном полушарии Марса, ранее известное как Ацидалийское море) и усыпанной кратерами возвышенностью Tempe Terra. Разрешение составляет 15 м на пиксель. Кратеры на переднем плане образовались, как полагают исследователи, сравнительно недавно, о чём говорит отсутствие на их поверхности следов эрозии. На заднем плане видны бесформенные кратеры. Как полагают учёные, это очень древние кратеры, размытые плескавшейся внутри них в те далёкие времена водой.

Фотографии космоса. «Глаз урагана» в галактическом кластере Abell 1185.

Фото: ESA/Hubble & NASA

На первый взгляд, участок неба, запечатлённый телескопом «Хаббл», может показаться уютным и тихим. Но если всмотреться в центральную часть галактического кластера — одной из крупнейших структур во Вселенной — то можно увидеть некое подобие «глаза урагана».

В галактических кластерах бывают объединены от нескольких десятков до нескольких сотен галактик, сцепленных между собой силами гравитации. Иногда галактики слишком близко подходят друг к другу, и тогда мощные силы гравитации искажают форму галактик и даже разбрасывают во все стороны вещество галактик, если дело доходит до столкновения.

Галактический кластер Abell 1185 принадлежит к числу хаотических скоплений. Здесь в опасной близости друг от друга дрейфуют галактики разных форм и размеров. Некоторые из них уже оказались разорваны космическим вихрем, оставляя за собой в пространстве хвосты материи после тесного взаимодействия друг с другом.

Кластер Abell 1185 находится в 400 млн световых лет от Земли, простираясь в поперечнике на один миллион световых лет. По углам изображения видны несколько эллиптических галактик, образующих кластер. Множество слабо светящихся эллиптических галактик находятся гораздо дальше кластера, в более спокойной области Вселенной.

Фотографии космоса. Диона — спутник Сатурна.

Фото: NASA/JPL/Space Science Institute

На необработанном снимке показан спутник Сатурна Диона, который сфотографировал аппарат «Кассини» с расстояния в 23 875 км, пролетая 2 мая 2012 года возле планеты-гиганта.

Фотографии космоса. Плазменный гейзер.

Фото: sdo.gsfc.nasa.gov

Около 36 часов (с 29 апреля по 1 мая 2012 года) из активной области на Солнце вырывалось около полудюжины вспышек и множество других более слабых плазменных потоков. По всей видимости, магнитное поле в этой области должно быть очень закрученным, чтобы вспышки случались настолько часто. Ни одна из «плазменных ракет» в яркой области снимка, увиденного аппаратом SDO в ультрафиолетовом спектре, не смогла стать самой главной в этом красивом зрелище (смотрите видео).