Фотографии космоса по версии сайта NASA

Вашему вниманию предлагается подборка лучших фотографий на тему космоса по версии сайта NASA (апрель, часть 3).
Фотографии космоса. Звёздное облако.

Фото: ESA/Hubble, NASA, D. A Gouliermis

На составном изображении, полученном орбитальным телескопом «Хаббл» в ультрафиолетовом, видимом и инфракрасном диапазонах, показана часть ассоциации молодых звёзд NGC 2040 (или LH 88), являющейся одним из самых больших регионов звёздообразования в Большом Магеллановом Облаке, карликовой галактике-спутнике Млечного Пути.

Ассоциация NGC 2040 — это очень разреженное скопление звёзд, образовавшихся при одних и тех же условиях и дрейфующих вместе в пространстве. Данная ассоциация принадлежит к скоплению типа ОВ, в котором, как правило, находится от 10 до 100 сверхмассивных звёзд спектральных классов О и В (голубые гиганты).

Ярко-голубые звёзды-монстры в скоплении NGC 2040 погружены в огромную туманность частично ионизированного водорода, являющейся частью гигантского газового пузыря под названием БМО 4. По мнению учёных, такие пузыри образуются сильным звёздным ветром и взрывами сверхновых звёзд, где, в итоге, порождается новое поколение звёзд.
Также смотрите другие выпуски
(подборка фотообзоров о космосе, красивые фотографии космических пейзажей)
Фотографии космоса. Отстыковка корабля «Прогресс М—14М» от МКС.

Фото: nasa.gov

На фотографии, сделанной с борта МКС, показан момент отстыковки транспортного грузового корабля «Прогресс М—14М» от МКС (19 апреля 2012 года). Через несколько дней после расстыковки грузовик, заполненный отходами жизнедеятельности экипажа станции, был затоплен в водах Тихого океана.
Фотографии космоса. Останки взрыва сверхновой звезды «Кассиопея А».

Фото: NASA/JPL-Caltech/UCLA

На снимке, полученном телескопом WISE, показаны останки взрыва сверхновой звезды в созвездии Кассиопеи, случившегося более 11 000 лет тому назад. Свет вспышки впервые достиг Земли в 1667 году, однако письменных свидетельств этого явления не осталось, возможно, из-за влияния большого количества межзвёздной пыли, значительно ослабившей поток света от взрыва.

Сверхновая является очень мощным источником радиоизлучения. Именно благодаря своей светимости в радиодиапазоне она была обнаружена в 1947 году и занесена в каталоги как «Кассиопея А».

Зелёные и красные пятна на снимке — движущиеся вместе со взрывной волной разогретые облака пыли. На момент получения изображения взрывная волна «убежала» от источника на расстояние в 21 световой год. Голубым и зелёно-голубым цветами окрашено излучение звёзд. Оранжевые проблески на периферии снимка — свечение межзвёздной пыли, нагретой радиоизлучением сверхновой звезды.
Фотографии космоса. Туманность Петля Лебедя.

Фото: NASA/JPL-Caltech

Аппарат GALEX запечатлел в ультрафиолетовом диапазоне красивое изображение туманности Петля Лебедя. Окрашенные всеми оттенками синего нити — это светящиеся ультрафиолетом пыль и газ, оставшиеся после взрыва сверхновой. Мощный взрыв звезды произошёл от 5000 до 8000 лет тому назад на расстоянии 1500 световых лет от Земли. По расчётам астрономов, вырыв был настолько мощным, что его, скорее всего, можно было наблюдать на Земле невооружённым глазом. Туманность находится в созвездии Лебедя, прикрытая одним из его «крыльев». Размер останков сверхновой в три раза больше размера полной Луны.
Фотографии космоса. Вид из модуля МКС «Купол».

Фото: nasa.gov

Снимок сделан одним из членов экипажа МКС из модуля «Купол» во время тренировочной сессии с манипулятором Канадарм2 (его видно из иллюминатора Купола). Во время тренировки экипаж осваивал операции с манипулятором, необходимые для обслуживания корабля SpaceX-Demo Dragon, который должен прибыть на МКС в начале мая.
Фотографии космоса. Волны облаков.

Фото: nasa.gov

Изображение, снятое с борта МКС, иллюстрирует процесс образования волн облаков на подветренной стороне острова Свиней. Остров находится в южной части Индийского океана — примерно в 3000 км к юго-востоку от южной оконечности африканского континента и 2300 км к северо-западу от Антарктиды. Остров Свиней, восточная часть которого видна на снимке, вулканического происхождения. Верхняя часть острова простирается ввысь на 775 метров. Тяжёлый влажный воздух, встречая на своём пути вулканические пики острова, поднимается вверх, охлаждается, и влага превращается в туман. Переваливая через остров и спускаясь на подветренную сторону, потоки тумана попеременно смешиваются с областями сухого и влажного воздуха. В итоге образуется красивая волна облаков.
Фотографии космоса. Ледяные «снежки» в кольце Сатурна.

Фото: NASA/JPL-Caltech/SSI/QMUL

На шести изображениях, присланных зондом «Кассини», видны яркие полосы вещества, выбитого из F кольца Сатурна странными объектами километрового диаметра. Длина полос на снимках варьируется от 29 до 207 км. Изучив коллекцию из 20 000 снимков, присланных зондом за период с 2004 по 2011 годы, исследователи разыскали 500 случаев появления таких ледяных «хвостов».

По мнению астрономов, причина происхождения светящихся полос или «мини-выбросов» кроется в спутнике Сатурна Прометее (его размер в поперечнике около 86 км). Вращаясь вокруг Сатурна, Прометей притягивает очень лёгкие частицы кольца и заставляет их собираться в ледяные «снежки». Некоторые «снежки» распадаются под влиянием приливных сил или при столкновениях. Другим же удаётся набрать массу и пролететь сквозь F кольцо, оставляя за собой светящийся ледяной «мини-выброс». Скорость столкновений снежков с кольцом очень невелика — всего 2 м/с.
Фотографии космоса. Туманность Яйцо — пространство умирающей звезды.

Фото: ESA/Hubble, NASA

Подобные нашему Солнцу звёзды в конце своей жизни проходят через короткую, но очень драматичную стадию препланетарной или протопланетарной туманности. Во время этой стадии стареющая звезда, расположенная в центре туманности, разогревает газовое облако, которое светится несколько тысяч лет.

Сравнительно непродолжительная длительность стадии препланетарной туманности, а также её невысокая светимость значительно затрудняют поиск таких объектов. Впервые препланетарные туманности были обнаружены около 40 лет тому назад, и многие аспекты их существования до сих пор остаются загадкой.

Телескопу «Хаббл» удалось запечатлеть туманность Яйцо — самый впечатляющий вид препланетарной стадии. В центре туманности за толстым слоем пыли находится звезда, испускающая четыре пучка света. По мнению исследователей, кольцеобразная структура, которую вырезают в коконе пыли эти пучки, создаётся джетами звезды. Точный механизм вырезания кольца джетами пока не известен, но учёные считают, что кольцевая структура может возникнуть, если в центре туманности будет находиться не одна, а две звёзды.

Слоистая структура окружающего основной кокон диффузного облака создаётся выбросами вещества из недр умирающей звезды, которые случаются примерно каждые несколько сотен лет.
Фотографии космоса. «Барашки» облаков у побережья Калифорнии.

Фото: nasa.gov

Снимок облаков возле побережья Калифорнии сделан одним из членов экипажа МКС. На снимке отчётливо виден свободный от облачного покрова Калифорнийский залив. Внизу справа видна часть Солтон—Си (солёного озера на юге штата Калифорния).
Фотографии космоса. Журуа — правый приток Амазонки.

Фото: esa.int

Спутник Envisat запечатлел изображение реки Журуа, правого притока Амазонки, текущей сквозь ливневые леса на западе Бразилии. На фото также видны озёра—старицы, образующиеся на изломах русла реки.
Фотографии космоса. Галактика Сомбреро.

Фото: NASA/JPL-Caltech

На изображении телескопа «Спитцер» показана галактика Сомбреро, получившая своё название за сходство с широкополой шляпой. Ранее учёные считали, что Сомбреро является обычной плоской дисковой галактикой. Однако снимки в инфракрасном диапазоне показали, что это не так. Сомбреро, известная также как NGC 4594 и М104, на самом деле является сдвоенной. Большая эллиптическая галактика окрашена на снимке «Спитцера» зелёно-голубым цветом, а красным — тонкая дисковая галактика, вложенная внутрь эллиптической.

Плоский галактический диск состоит из двух частей. Внутренняя часть — только звёзды без пыли. Снаружи диска находится внешнее кольцо из пыли и звёзд, отделённое от диска небольшим зазором (показано на снимке красным цветом).

Галактика Сомбреро находится в созвездии Дева, примерно в 28 млн световых лет от Земли.
Фотографии космоса. Рея — спутник Сатурна.

Фото: NASA/JPL-Caltech/Space Science Institute

Зонд «Кассини» сфотографировал с расстояния примерно 43 000 км поверхность второго по величине спутника Сатурна Реи (диаметр 1528 км). Камеры зонда захватили участок поверхности спутника, покрытую метеоритными кратерами.
Фотографии космоса. Облик Фебы — дальнего спутника Сатурна.

Фото: NASA/JPL-Caltech/Space Science Institute

Зонд «Кассини» запечатлел Фебу, один из удалённых спутников Сатурна. Как считают учёные, Феба содержит большое количество льда, покрытого сверху слоем тёмного вещества. На это указывают сравнительно недавно образовавшиеся небольшие метеоритные кратеры. В момент удара метеориты проламывали тёмную корку и обнажали светлое вещество (возможно, лёд). Поэтому малые кратеры выглядят ярче остальной поверхности Фебы. Ещё одно свидетельство наличия льда можно увидеть на стенках некоторых кратеров. Тёмный слой, скорее всего, сполз со стенок вниз, открывая более светлый слой вещества.
Фотографии космоса. Стареющая звезда.

Фото: NASA/JPL-Caltech

Аппарат WISE запечатлел очень редкое явление — этап сброса стареющим светилом огромного количества звёздной материи в окружающее пространство (звезда — оранжевая точка слева вверху снимка). На сегодня известна лишь одна подобная звезда под именем «объект Сакураи», извергающая неимоверное количество пыли. Этот процесс является неизбежной частью старения подобных Солнцу звёзд, прежде чем те превратятся в красных гигантов.

Данное изображение — составное. Здесь использованы снимки аппарата WISE и миссии 30-летней давности Infrared Astronomical Satellite (IRAS). Зелёным и красным обозначены наблюдения WISE, а голубым — показания IRAS.

На снимке отчётливо видно, что пылевая стадия наблюдаемой ныне звезды 30 лет тому назад отсутствовала. Аппарат IRAS, осматривавший небо в 1983 году, не отметил светило на данном участке неба (это единственная звезда на снимке, не имеющая оболочки голубого цвета). По данным астрономов, светимость звезды резко выросла в 100 раз, что, по видимому, было вызвано внезапным извержением вещества примерно 15 лет тому назад.
Фотографии космоса. Одинокий блазар.

Фото: NASA/JPL-Caltech/Kavli

Инфракрасный телескоп WISE запечатлел изображение блазара (указан стрелкой) — сверхмассивной чёрной дыры в центре галактики, являющейся мощным источником радиоизлучения. Блазары очень редкие объекты, к тому же их сложно обнаружить. Однако с помощью телескопа WISE астрономам удалось отыскать уже свыше 200 блазаров, и это, по их мнению, не предел.

На снимке синим цветом окрашено излучение коротковолновой части инфракрасного диапазона, красным — длинноволновой части. Свечение блазара выглядит белым на фоне остальных галактик, так как от него поступает свет во всех 4-х диапазонах инфракрасного излучения, использовавшихся для создания этого снимка. Отметим, что инфракрасное излучение блазара весьма своеобразно. Как правило, галактики светятся холодной пылью. В данном случае основная часть излучения, называемого синхротронным, создаётся не самой галактикой, а разогнанными до околосветовых скоростей частицами джетов блазара.