Чёрные дыры: вне пространства и времени

В народе существует устойчивое выражение «пропал, как в чёрную дыру провалился». Так мы пытаемся объяснить самое невероятное исчезновение чего или кого-либо. Это выражение имеет свои основания. Учёные действительно приписывают чёрным дырам прямо-таки фантастические свойства.

Американский физик Кип Стивен Торн так отзывался о необычных космических телах: «Из всех измышлений человеческого ума, от единорогов и химер до водородной бомбы, наверное, самое фантастическое — это образ черной дыры».

Фото 1. Чёрные дыры: имитация чёрной дыры перед Большим Магеллановым Облаком. Иллюстрация: Uk.wikipedia.org

Чёрная дыра — это область космического пространства, обладающая таким огромным гравитационным притяжением, что даже объекты, движущиеся со скоростью света, не могут вылететь из неё. Вот почему ей присвоен статус «чёрной», ведь даже кванты света не могут покинуть эту зону!

Фото 2. Чёрные дыры: диск горячей плазмы вокруг коллапсара. Фото: ESA/Getty Images

Наука заинтересовалась теорией чёрных дыр после открытия Исааком Ньютоном закона всемирного тяготения. Первым о них заговорил английский священник и геолог Джон Мичелл. В 1784 г. он опубликовал работу о возможном существовании чёрных дыр.

К такой догадке он пришёл после рассуждений о поведении пушечного ядра в зависимости от его скорости. Пользуясь законами логики, Дж. Мичелл перенёс это на звёзды и предположил, что может существовать такой маленький космический объект с очень большой массой, что «скорость его удирания» была бы больше скорости света. Отсюда следует, что такую звезду невозможно увидеть, её можно лишь выявить по силе притяжения.

Фото 3. Чёрные дыры. Фото: FAECIASP/NASA/ Conicet of Argentina/Getty Images

Предположение Дж. Мичелла нашло своё подтверждение благодаря общей теории относительности Альберта Эйнштейна.

В 1975 г. идею существования чёрных дыр развил один из самых известных физиков-теоретиков нашего времени Стивен Хокинг. Он предположил, что чёрные дыры не являются абсолютно поглощающими объектами, а излучают элементарные частицы.

Как же возникают чёрные дыры? Ими могут становиться очень большие звезды (масса которых превышает массу нашего Солнца в десятки раз) при гравитационном коллапсе. Коллапс — это конечный этап эволюции звёзд, их катастрофическое сжатие. Вот почему чёрные дыры также называют «сколлапсировавшими звёздами», «коллапсарами» или «застывшими звёздами».

Фото 4. Чёрные дыры. Фото: En.wikipedia.org

Коллапсары приобретают удивительные свойства, внутри них появляются новые законы природы. Пространство и время здесь сжимаются в одну точку и практически перестают существовать. Проще говоря, если бы кто-то попал на край чёрной дыры, то для него не существовало бы ни времени, ни расстояния.

Стоит также отметить, что предположительно существуют и «антиподы» чёрных дыр — белые дыры. В отличие от первых, в белые дыры ничто не может попасть. Теория их существования ещё не получила своего развития. Ни один физический объект так и не был признан подходящим для этого названия, пока в 2006 г. израильские астрономы Алон Реттер и Шломо Хеллер не дали такое обозначение аномальному гамма-всплеску.

Фото 5. Кадр из фильма «Чёрная дыра» Дэвида Туи. Фото: Kinopoisk.ru

Сегодня учёные могут похвастать почти тысячей выявленных ими объектов, которым присвоен статус чёрных дыр. Исследователи предполагают, что на самом деле их во Вселенной существует десятки миллионов и человечество уже вплотную приблизилось к ряду удивительных космических открытий.