Европейский союз заявил в воскресенье, что продлит приостановку ответных мер на тарифы США до начала августа и продолжит настаивать на урегулировании путем переговоров. Тем временем администрация президента США Дональда Трампа потребовала от торговых партнеров дополнительных уступок.
В субботу Трамп заявил, что с 1 августа введет 30-процентные тарифы на большинство импортных товаров из ЕС и Мексики, оставив им менее трех недель на выработку рамочных соглашений, которые могли бы снизить тарифную ставку.
Экономический советник Белого дома Кевин Хассетт заявил в воскресенье, что предложения стран по торговым соглашениям пока не удовлетворили Трампа и «тарифы реальны», если не будет улучшений.
«Президент считает, что соглашения должны быть лучше», — сказал Хассетт в программе ABC «This Week». «И чтобы четко обозначить свою позицию, он разослал эти письма, и мы посмотрим, как это сработает».
Урсула фон дер Ляйен, глава исполнительной комиссии ЕС, заявила, что блок будет придерживаться своего двустороннего подхода: продолжать переговоры и готовить ответные меры.
«Мы всегда четко заявляли, что предпочитаем решение, достигнутое путем переговоров. Это остается в силе, и мы будем использовать время, которое у нас есть сейчас», — заявила фон дер Ляйен на пресс-конференции, добавив, что блок продлит приостановку контрмер до августа.
Решение фон дер Ляйен воздержаться от немедленных ответных мер свидетельствует о желании Европейской комиссии избежать эскалации торговой войны, пока еще есть шанс договориться о более выгодном исходе.
В воскресенье канцлер Германии Фридрих Мерц заявил, что он «действительно привержен» поиску торгового решения с США, и сообщил немецкой общественной телекомпании ARD, что в течение следующих двух с половиной недель он будет интенсивно работать над этим вопросом вместе с фон дер Ляйен и президентом Франции Эммануэлем Макроном.
Отвечая на вопрос о влиянии 30-процентной пошлины США на Германию, Мерц сказал: «Если это произойдет, нам придется отложить большую часть наших усилий в области экономической политики, потому что это повлияет на все и нанесет серьезный удар по немецкой экспортной промышленности».
Последний выпад Трампа и вопрос о том, как на него реагировать, могут проверить единство государств-членов, причем Франция, по-видимому, занимает более жесткую позицию, чем Германия, промышленная держава блока, экономика которой в значительной степени зависит от экспорта.
Макрон заявил, что Комиссии как никогда необходимо «подтвердить решимость Союза решительно защищать европейские интересы» и что ответные меры, возможно, должны включать так называемые инструменты противодействия принуждению.
Министр финансов Германии Ларс Клингбейл заявил в воскресенье, что ЕС должен быть готов принять решительные меры, если переговоры провалятся.
«Если справедливое решение, достигнутое в результате переговоров, не будет принято, то мы должны принять решительные контрмеры для защиты рабочих мест и компаний в Европе», — заявил министр финансов Ларс Клингбейл, который также является вице-канцлером правящей коалиции, в интервью газете Sueddeutsche Zeitung.
Хотя ЕС воздерживался от ответных мер против США в течение нескольких месяцев после того, как Трамп ввел пошлины на товары из этого блока, он подготовил два пакета мер, которые могут затронуть американские товары на общую сумму 93 млрд евро.
Первый пакет, в ответ на введение США 50-процентных пошлин на импорт стали и алюминия, который затронул бы американские товары на сумму 21 млрд евро, был приостановлен в апреле на 90 дней, чтобы дать время для переговоров. Срок приостановки должен был истечь в понедельник, до того как было объявлено о продлении.
Второй пакет мер в ответ на «взаимные» тарифы Трампа разрабатывается с мая и должен затронуть американские товары на сумму 72 миллиарда евро. Эти меры не были обнародованы, а окончательный список должен быть одобрен странами-членами.
В воскресенье фон дер Ляйен заявила, что использование инструмента ЕС против принуждения пока не обсуждается.
Этот инструмент позволяет блоку принимать ответные меры против третьих стран, которые оказывают экономическое давление на членов ЕС с целью изменения их политики.
«Инструмент (противодействия принуждению) создан для чрезвычайных ситуаций, но мы еще не дошли до этого», — сказала она.
Возможные ответные меры могут включать ограничение доступа к рынку ЕС для товаров и услуг, а также другие экономические меры, связанные с такими областями, как прямые иностранные инвестиции, финансовые рынки и экспортный контроль.