Фотографии космоса — май, часть 2

Вашему вниманию предлагается подборка лучших фотографий на тему космоса по версии сайта NASA (май, часть 2).

Фотографии космоса. Плывущий по небу Лебедь.

Фото: nasa.gov

Созвездие Лебедя, парящее в ночном небе, без труда можно найти летом в северном полушарии. На инфракрасном изображении, полученном телескопом «Гершель», показано самое сердце созвездия — область Лебедь Х. Сложная структура волокон пыли и газа указывает на места с наибольшей плотностью вещества, где образуются массивные звёзды. Лебедь Х, удалённый от Земли примерно на 4500 световых лет, является одной из самых близких к нам областей образования звёзд в нашей галактике.

Также смотрите другие выпуски
(подборка фотообзоров о космосе, красивые фотографии космических пейзажей)

Фотографии космоса. Кратеры Януса.

Фото: NASA/JPL-Caltech/Space Science Institute

Изображение одного из внутренних спутников Сатурна, Януса (диаметр 179 км), покрытого кратерами, получено камерой зонда «Кассини» в диапазоне видимого света с расстояния около 45 000 км. Масштаб изображения — 272 метра на пиксель.

Фотографии космоса. Южный полюс Весты.

Фото: NASA/JPL-Caltech/UCLA/MPS/DLR/IDA/PSI

Специалисты НАСА на основании переданных зондом «Dawn» («Рассвет») данных составила перспективное изображение ударного кратера Реясильвия, расположенного в южном полушарии астероида Веста (чёрно-белый снимок вверху). Цветное изображение внизу — карта высот кратера. Красным цветом показаны возвышения, а синим — низины. Высота расположенной в центре горы составляет 180 км, размер её в основании — 20х25 км. Вдоль края кратера также видны скалы высотой от 15 до 20 км. Изображения Реясильвии получены зондом при подлёте к Весте на расстояние около 1700 миль (2750 км).

Фотографии космоса. Скопление галактик в созвездии Гидры.

Фото: NASA/Angus Lau

Две самые яркие звезды на снимке — это обитатели нашей галактики, удалённые от Земли на несколько сотен световых лет. Всё остальное на снимке принадлежит скоплению галактик в созвездии Гидры, которое расположено гораздо дальше — более чем в 100 млн световых лет. Три большие галактики в центре, две жёлтые эллиптические (NGC 3311, NGC 3309) и голубая спиральная (NGC 3312) — это основные галактики в скоплении, размер каждой из них составляет 150 000 световых лет. Чуть выше и левее галактики NGC 3312 видна пара перекрывающихся галактик NGC 3314. Скопление в созвездии Гидры, известное как скопление Абель 1060, является одним из трёх больших скоплений галактик, находящихся в радиусе 200 млн световых лет возле Млечного Пути.

Фотографии космоса. Спиральная галактика NGC 1672.

Фото: nasa.gov

Орбитальный телескоп «Хаббл» запечатлел во всей красе спиральную галактику NGC 1672 с длинной яркой перемычкой звёзд в её центре. На изображении также видны тёмные волокнистые полосы пыли, молодые скопления ярких голубых звёзд; красные эмиссионные туманности, образованные светящимся водородом, и яркое активное ядро, в котором, скорее всего, находится сверхмассивная чёрная дыра. NGC 1672 находится от нас в созвездии Золотой Рыбы на расстоянии 60 млн световых лет, её размер составляет около 75 000 световых лет. Исследование NGC 1672 помогает учёным прояснить вопрос влияния перемычки на процесс образования звёзд в центральных областях галактики.

Фотографии космоса. Взрыв сверхновой звезды.

Фото: nasa.gov

Рентгеновской обсерватории «Чандра» впервые удалось запечатлеть ударную волну в коконе газа, окружающего взорвавшуюся сверхновую звезду. Сверхновая, получившая название SN 2010jl, находится в галактике UGC 5189A, удалённой от нас на 160 млн световых лет.

На составном изображении фиолетовым цветом показаны данные телескопа «Чандра» (рентгеновский диапазон), а красным, зелёным и синим цветами — данные телескопа «Хаббл» (оптический диапазон). Очень яркий источник излучения в самом верху изображения — это и есть сверхновая SN 2010jl.

По земному времени, сверхновая взорвалась совсем недавно, в начале октября 2010 года и уже успела привлечь к себе внимание мощностью излучения. В оптическом диапазоне её светимость в 10 раз выше стандартной светимости взорвавшейся массивной звезды. Кроме того, сверхновая SN 2010jl стала одним из самых ярких за всё время наблюдения источников рентгеновского излучения.

Причины такой сильной светимости пока до конца неясны. Однако астрономы полагают, что обнаруженное излучение ударной волны в коконе газа может оказаться полезным для понимания природы огромной мощности излучения некоторых сверхновых среди себе подобных.

Фотографии космоса. Психоделический космос.

Фото: nasa.gov

Это составное изображение изготовлено бортинженером экспедиции МКС-31 Доном Петтитом из 18 снимков с длинной выдержкой. По словам Петтита, ему пришлось прилично потрудиться, чтобы получить желаемое. Дело в том, что треки звёзд получаются при выдержке в 10—15 минут, однако в современных цифровых камерах детектор шума ограничивает время выдержки 30 секундами. Поэтому пришлось делать множество последовательных снимков и потом объединять их компьютерной программой.

Фотографии космоса. Метеор из потока Лиридов.

Фото: nasa.gov

Экипаж экспедиции МКС-30 запечатлел сгорающий в плотных слоях атмосферы Земли метеор из потока Лиридов (яркая полоса слева по центру снимка). В тот момент станция пролетала над Мексиканским заливом. Красноватые размытые пятна на снимке — ночное освещение прибрежных городов. В левой части — город Атланта, вверху по центру — Флорида, а справа — Куба. Над Кубой как раз была гроза, яркими вспышками осветившая облака (яркие светло-голубые пятна на снимке).

Фотографии космоса. На краю галактики.

Фото: ESA/Hubble & NASA

Широкоугольная камера телескопа «Хаббл» запечатлела в созвездии Андромеды верхнюю (или северную) часть галактики NGC 891, удалённую от Земли на 30 000 световых лет.

Галактика размерами в 100 000 световых лет повёрнута практически ребром, напоминая, на первый взгляд, нашу галактику. Однако более пристальное изучение структуры NGC 891 обнаруживает волокна пыли и газа, уходящие далеко за плоскость галактики и образующие гало размерами в сотни световых лет.

По мнению астрономов, волокна пыли и газа возникают благодаря взрывам сверхновых, а также интенсивному процессу образования звёзд. При возникновении или умирании звёзд создаётся мощный звёздный ветер, который выдувает вещество в окружающее пространство на сотни световых лет.

Фотографии космоса. Возникновение галактического суперкластера.

Фото: ESA/NASA/JPL-Caltech/CXC/McGill Univ

Космическая обсерватория «Гершель» обнаружила гигантское образование — содержащую множество галактик и несколько миллиардов молодых звёзд нить, соединяющую два галактических кластера. Оба кластера вместе с примыкающим к ним третьим, находятся на стадии формирования одного из крупнейших галактических суперкластеров среди известных во Вселенной.

В левой части составного изображения суперкластер, получивший название RCS2319, показан в видимом и рентгеновском (фиолетовый цвет) диапазонах. В правой части — та же область в инфракрасном диапазоне (данные телескопа «Гершель»). Белый овал на обоих изображениях охватывает область соединяющей нити длиной в 8 млн световых лет. На снимке слева нить не видна, потому что её видимое излучение скрыто пылью, образующейся при формировании звёзд. Однако в инфракрасном диапазоне телескопу удалось её заметить благодаря яркому свечению пыли, нагреваемой молодыми звёздами нити.

Судя по мощности инфракрасного излучения, ежегодно внутри нити образуется около 1000 новых звёзд в пересчёте на массу Солнца. Для сравнения, в нашей галактике ежегодно образуется всего одна такая звезда.

Фотографии космоса. Туманность Андромеды.

Фото: NASA/JPL-Caltech

Галактика «Туманность Андромеды» или М31, удалённая на 2,5 млн световых лет — самая близкая к нам соседка среди больших галактик. Её размер в поперечнике довольно велик — целых 260 000 световых лет. Поэтому для создания её изображения в ультрафиолетовом диапазоне пришлось соединить 11 снимков, полученных орбитальным телескопом GALEX (Galaxy Evolution Explorer — Исследователь эволюции галактик).

Ярко-голубые кольца на снимке являются обителью горячих молодых и массивных звёзд. Серо-голубые кольца плотной холодной пыли — это области интенсивного образования звёзд. Когда процесс образования новых звёзд подойдёт к завершению, то мощный ветер новых светил выдует останки пыли за пределы галактики. В центре снимка — оранжево-белый шар, где находятся старые звёзды.

На изображениях галактики в оптическом диапазоне видно, что её рукава имеют спиральную форму. Однако в ультрафиолетовом свете рукава больше похожи на кольца. По мнению астрономов, кольцеобразная форма рукавов является следствием столкновения М31 с маленькой эллиптической галактикой-спутником М32, которое произошло свыше 200 млн лет тому назад.