Рост долга, политическая нестабильность и нестабильность рынков оказывают серьезное давление на государственные финансы Великобритании и Франции, второй и третьей экономик Европы, предупреждают экономисты.
По мнению аналитиков, ни одна из этих стран не сталкивается с резким финансовой кризисом, но обе остаются уязвимыми из-за накопления долга, неустойчивости бюджетной надежности и политической напряженности, которые в прошлом часто предшествовали кризисам.
Как в Великобритании, так и во Франции государственный долг достиг тревожных уровней: для Лондона это самый высокий показатель с 1960-х годов, а для Парижа — рекордный показатель для еврозоны.
Увеличение долга в сочетании с колебаниями процентных ставок приводит к подорожанию обслуживания долга.
Национальные бюджеты должны быть представлены осенью (в октябре во Франции и в ноябре в Великобритании) и станут испытанием для способности правительств совместить финансовое давление и политический консенсус.
В Лондоне лейбористское правительство Кира Стармера испытывает давление со стороны бюджетных правил, которые оно само себе наложило, ограничивая возможность увеличения расходов или снижения налогов.
В Париже президент Эммануэль Макрон вынужден править без парламентского большинства после падения правительства 8 сентября, что делает принятие бюджета неопределенным и вызывает напряженность на рынках.
В связи с нестабильностью и ростом долга агентство Fitch Ratings 12 сентября понизило кредитный рейтинг Франции до самого низкого уровня за всю историю.
«Безусловно, есть тревожные сигналы и давление на британского канцлера Рейчел Ривз и новое французское правительство, чтобы они приняли меры», — сказал Epoch Times Расс Молд, директор по инвестициям британской инвестиционной платформы AJ Bell.
Он добавляет, что партийные соображения и «неприятие народом» сокращений бюджетных расходов и повышения налогов ограничивают возможности правительств.
Государственный долг Великобритании достиг 96,1% ВВП, что является максимальным показателем с 1960-х годов, а долг Франции вырос до 114%, что является одним из самых высоких показателей в еврозоне.
Обслуживание этого долга стало более дорогостоящим после того, как Банк Англии повысил процентные ставки в 2021 году для борьбы с инфляцией, которая в настоящее время составляет 4%, что привело к росту стоимости государственных заимствований.
Во Франции, где ставки устанавливаются Европейским центральным банком (ЕЦБ), долговая нагрузка также увеличилась: базовая ставка ЕЦБ выросла с нуля в 2022 году до более 4% в прошлом году, а затем в июне немного снизилась до уровня чуть выше 2%.
Согласно аналитической заметке, предоставленной Epoch Times, экономисты лондонской компании Capital Economics считают, что многие факторы, приведшие к прошлым бюджетным кризисам, сегодня присутствуют в Великобритании.
«Это не означает, что кризис государственных финансов неизбежен или неминуем. Пока еще отсутствует триггер», — пишет компания в своей экономической заметке от 5 сентября.
Британские экономисты, в том числе Джагжит Чадха, бывший директор Национального института экономических и социальных исследований Великобритании, предупреждают о напряженности, напоминающей 1970-е годы, когда страна обратилась за помощью к МВФ.
Расс Молд не согласен с этим мнением: «В конечном итоге Великобритания не нуждалась в этом кредите и очень быстро его погасила. Нужно смотреть на вещи реалистично», — успокаивает он.
По мнению Capital Economics, предположение о том, что какая-либо из стран обратится за помощью к МВФ, «безосновательно».
Однако институт предупреждает, что ситуация ухудшается: ставки по облигациям значительно выросли, что свидетельствует о растущей нестабильности рынков.
Эти ставки отражают проценты, требуемые инвесторами — их рост сигнализирует как об увеличении затрат государства на заимствования, так и о беспокойстве рынков по поводу бюджетной политики.
Ставка по 30-летним британским государственным облигациям 2 сентября подскочила до 5,7%, что является рекордным показателем с 1998 года и отражает беспокойство инвесторов по поводу бюджетной траектории.
Во Франции ставка по 10-летним облигациям в 2020 году была близка к нулю, а сейчас превышает 3,4%.
Capital Economics отмечает, что Великобритания теперь в гораздо большей степени зависит от иностранных инвесторов для финансирования своего долга, что увеличивает риск внезапного отзыва средств в период стресса.
Тем не менее, компания не ожидает вмешательства МВФ.
Евгения Филимианова — журналистка из Великобритании, освещающая широкий спектр международных событий, уделяя особое внимание внешней политике, экономике и политике Великобритании.
По материалам The Epoch Times