Исследование, проведенное в пещере Валуфени, важной археологической памятке в Папуа-Новой Гвинее, выявляет новые доказательства взаимодействия на больших расстояниях между коренными народами Океании еще 3200 лет назад.
Данные, опубликованные в журнале Australian Archaeology являются первым археологическим исследованием, проведенным на Великом Папуасском плато. Эти находки продолжают подрывать историческую евроцентрическую идею о том, что ранние коренные общества в этом регионе были статическими и неизменными.
Имеются дополнительные доказательства того, что профессор археологии коренных народов Монаша Ян Дж. Макнивен называет «сферой культурного взаимодействия Кораллового моря»: динамичным обменом торговлей, идеями и передвижением в огромном регионе, охватывающем Новую Гвинею, пролив Торреса и северо-восток.
Целью проекта «Великое Папуасское плато» было определить, могло ли плато служить восточным путем для передвижения ранних людей в северо-восточную Австралию в то время, когда Новая Гвинея и Австралия были объединены в континент Сахул.
Две страны, как мы их знаем, разделились около 8000 лет назад из-за повышения уровня моря после последнего ледникового периода.
Исследования в пещере Валуфени, расположенной вблизи горы Босави в южной горной провинции Новой Гвинее, обнаружили следы обитания, датируемые более 10 000 лет назад. Также найден уникальный и до сих пор не датированный стиль наскального искусства петроглифов.
Наши анализы отложений в пещере показывают значительные изменения в том, как использовалось это место, начиная с чуть более 3000 лет назад. Это включает изменения в частоте заселения, использовании растений и животных, а также внезапное появление прибрежных морских раковин.
В частности, мы нашли 3200-летние доказательства транспортировки морских ракушек на 200 км вглубь суши, которые ранее были отмечены как добытые с южного побережья залива Папуа и даже из далекого пролива Торреса.
Это свидетельствует о том, что морская торговля на больших расстояниях и местах взаимодействия между обществами прибрежных районов южной Новой Гвинеи, пролива Торреса и северной Австралии простирались далеко вглубь материка — и гораздо дальше, чем было известно ранее.
Археологи и этнографы широко документировали использование культурно модифицированных морских раковин как важных предметов торговли и престижа в Новой Гвинее.
Эти раковины использовались как признаки статуса и престижа, для ритуальных целей, как валюта и богатство, как инструменты, а также для содействия социальным связям между группами на большие расстояния.
Несмотря на наличие большого разнообразия моллюсков на побережье, лишь относительно небольшое количество зарегистрировано как распространенное в Новой Гвинее.
В пещере Валуфени мы нашли преимущественно улиток-собак, а также оливковые раковины и раковины каури. Они произошли от очень маленьких «морских улиток» или гастроподов.
Все найденные раковины были культурно модифицированы, например, для пришивания к одежде или нанизывания на нити.
Раковины гастропода продолжают использоваться современными обществами плато. Их могут пришивать к изысканным церемониальным костюмам, предлагать в виде длинных нитей как товары для торговли или как приданое для невесты.
Дополнительным доказательством дальних путешествий между южным побережьем Папуа-Новой Гвинеи и проливом Торреса и Северной Австралией является керамика.
Исследователи обнаружили керамику Лапита на двух археологических памятниках на южном побережье Новой Гвинеи. Их возраст датируется 2900 и 2600 лет назад.
Керамика Лапита является отличительной чертой австронезийских мореплавателей, путешествовавших на большие расстояния и проживали на территории современных Тайваня и Филиппин. Народ Лапита привез первую керамику в Новую Гвинею около 3300 лет назад, создав образец для дальнейшего местного производства керамики.
В отдельном исследовании было сообщено о керамике аборигенов, датируемой 2950 годами ранее, найденной в Джигурре (Остров Ящерицы) у побережья полуострова Кейп-Йорк.
Подобная керамика, датированная 2600 лет назад, была найдена на восточных островах Мюррея в проливе Торреса и в пещере Маск на острове Пулу, на западе пролива Торреса. Анализ керамики с островов Мюррея показывает, что глина происходила из южной Папуа-Новой Гвинеи.
Эти исследования свидетельствуют о том, что знания народа Лапита об изготовлении керамики распространились на пролив Торреса и северную Австралию через сферу взаимодействия.
Исследование базируется на постоянной переоценке возможностей коренных обществ, которые ранее антропологи часто характеризовали как статические и неизменные.