ІСТИНА І ТРАДИЦІЇ

Жители Болгарии обеспокоены возможностью инфляции в связи с переходом на евро

Великая Эпоха
Женщина проходит мимо обменного пункта 7 декабря 2013 года в Софии, Болгария. (Sean Gallup/Getty Images)

В четверг Болгария присоединится к еврозоне, став 21-м государством, принявшим единую европейскую валюту. Сторонники этого решения представляют его как шаг к стабильности и процветанию, но некоторые опасаются, что оно может привести к инфляции и стать дополнительным фактором политической нестабильности, пишет RTE.

Летом возникло протестное движение под лозунгом «Сохраним болгарский лев», возглавляемое в частности крайне правыми и пророссийскими партиями. Они играют на опасениях части населения по поводу возможного резкого роста цен.

Для сменявших друг друга правительств, которые работали над этой интеграцией, евро, напротив, должно стать рычагом для стимулирования экономики страны, укрепления ее связей с Западной Европой и более прочного закрепления в сфере влияния Запада перед лицом амбиций Москвы.

До Болгарии последним государством, сделавшим этот шаг, была Хорватия в 2023 году, через двадцать один год после введения единой валюты в двенадцати странах ЕС 1 января 2002 года.

Болгария, член ЕС с 2007 года, с населением 6,4 миллиона человек, переживает сложный период. Антикоррупционные протесты недавно привели к падению консервативной коалиции, находившейся у власти менее года. Намечаются новые парламентские выборы, восьмые за пять лет.

В этой атмосфере хронической нестабильности любой инцидент, связанный с переходом на евро, может быть использован политиками, настроенными враждебно по отношению к Брюсселю, предупреждает Боряна Димитрова из института Alpha Research, который в течение года отслеживает изменение общественного мнения по поводу евро. Согласно последнему опросу Eurobaromètre, 49% болгар заявляют о своей оппозиции единой валюте.

Особое беспокойство сохраняется в наиболее бедных сельских районах. «Цены будут расти. Так мне сказали друзья, которые живут в Западной Европе», — свидетельствует 53-летняя Биляна Николова, владелица продуктового магазина в деревне Чупрене на северо-западе страны.

Эти опасения укоренились в коллективной памяти, отмеченной гиперинфляцией 1990-х годов после падения коммунизма. Чтобы защититься от новых потрясений, София привязала свою валюту к немецкой марке, а затем к евро, фактически оказавшись в орбите Европейского центрального банка (ЕЦБ) — без права голоса в принятии решений.

«Теперь она наконец сможет участвовать в принятии решений в рамках валютного союза», — подчеркивает Георги Ангелов, старший экономист Института «Открытое общество» в Софии.

Сторонники реформы подчеркивают, что выгоды будут ощутимыми: «существенными», по словам президента ЕЦБ Кристин Лагард, которая говорит о «более плавном обмене, более низких затратах на финансирование и более стабильных ценах». Малые и средние предприятия должны сэкономить около 500 миллионов евро на расходах по обмену валюты, заявила она в прошлом месяце в Софии.

Туристический сектор, важный для болгарской экономики, также выиграет от этой валютной унификации: он составляет около 8% национального ВВП.

Кристин Лагард подчеркнула, что необходимо относительно оценивать влияние на покупательную способность: по ее мнению, рост цен, наблюдавшийся при предыдущих переходах на евро, был «незначительным и кратковременным», колеблясь от 0,2 до 0,4 процентного пункта.

Однако статистические данные менее обнадеживающие: еще до фактического вступления в еврозону цены на продовольственные товары в ноябре выросли на 5% за год, что более чем в два раза превышает средний показатель по Европе. Рынок недвижимости во втором квартале вырос на 15,5%, что в три раза больше, чем в еврозоне.

Чтобы успокоить опасения, летом парламент усилил контрольные органы, ответственные за наказание за злоупотребления и сдерживание любого «необоснованного» роста цен, связанного с изменением валюты.

По мнению Георгия Ангелова, вступление в еврозону, тем не менее, принесет большую прозрачность, облегчая сравнение цен между Болгарией и ее европейскими партнерами. «Задача будет заключаться в том, чтобы иметь стабильное правительство в течение как минимум одного-двух лет, чтобы мы могли в полной мере воспользоваться преимуществами членства в еврозоне», — подчеркивает он.