ІСТИНА І ТРАДИЦІЇ

Ученые берут пробы у розовых дельфинов Амазонки на фоне угрозы загрязнения ртутью

Великая Эпоха
Ученые и ветеринары освобождают розового речного дельфина после медицинского осмотра в Пуэрто-Нариньо, Колумбия, 7 сентября 2025 года. (AP Photo/Fernando Vergara)

На фоне растущей угрозы загрязнения ртутью исследователи тестируют розовых речных дельфинов Амазонки. Они берут образцы, а затем отпускают животных обратно в среду обитания. От высокого уровня ртути страдают также коренные народы в Бразилии, Перу, Колумбии, Суринаме и Боливии, пишет AP News.

Ученые и ветеринары, по пояс в теплой воде, терпеливо работают сеткой вокруг стаи дельфинов. Когда команда вытаскивает дельфина на лодку, он бьется, а вода струится с его розовых боков. Экипаж быстро переправляет дельфина на песчаный берег, где исследователи поднимают его на маты. У них есть 15 минут — время, в течение которого дельфин может безопасно находиться вне воды — чтобы завершить свою работу.

Фернандо Трухильо, морской биолог, становится на колени рядом с головой животного и закрывает ему глаза небольшой тканью, чтобы оно не видело, что происходит. Он осторожно кладет руку на животное и говорит тихим голосом.

«Они никогда не чувствовали ладони. Мы стараемся их успокоить», — говорит Трухильо, надев розовую бандану с изображением дельфина. «Вытаскивать дельфина из воды — это своего рода похищение».

Один человек считает дыхания дельфина. Другой смачивает его кожу губкой, а остальные проводят многочисленные медицинские тесты, которые помогут определить, сколько ртути циркулирует в организмах самых грациозных хищников Амазонки.

Влияние на человека и животных

Трухильо руководит Фондом Омача, природоохранной организацией, занимающейся водной фауной и речными экосистемами, а также возглавляет оценку здоровья речных дельфинов. Это кропотливая работа, в которой участвуют опытные рыбаки, ветеринары и местные жители, требующая месяцев планирования и проводимая несколько раз в год.

«Мы берем образцы крови и тканей для оценки содержания ртути», — рассказал Трухильо из колумбийского прибрежного города Пуэрто-Нариньо агентству Associated Press. «По сути, мы используем дельфинов в качестве стражей здоровья реки».

Загрязнение ртутью происходит в основном из-за незаконной добычи золота и вырубки лесов, в результате которой ртуть, естественно присутствующая в почве, попадает в водоемы.

Шахтеры используют ртуть для отделения золота от осадка, а затем сбрасывают шлам обратно в реки, откуда он попадает в рыбу, которую едят люди и дельфины. Рост мировых цен на золото привел к буму добычи, и загрязнение ртутью в отдаленных водотоках увеличилось.

По данным Всемирной организации здравоохранения и Агентства по охране окружающей среды США, ртуть может повреждать мозг, почки, легкие и иммунную систему, а также вызывать перепады настроения, потерю памяти и мышечную слабость у людей. Наибольшему риску подвергаются беременные женщины и маленькие дети, у которых пренатальное воздействие ртути связано с задержками в развитии и снижением когнитивных функций.

«Максимально допустимая доза для любого живого существа составляет 1 миллиграмм на килограмм», — сказал Трухильо. «Здесь мы наблюдаем в 20–30 раз превышающие эту дозу значения».

В предыдущие годы его команда обнаружила в организмах дельфинов от 16 до 18 миллиграммов ртути на килограмм веса, что может привести к таким же неврологическим повреждениям, поражению органов и другим проблемам, как и у людей. В колумбийской реке Ориноко уровень ртути в организмах некоторых дельфинов достигал 42 миллиграммов, что, по словам ученых, является одним из самых высоких показателей, когда-либо зарегистрированных у этого вида.

Трухильо сказал, что трудно доказать, что токсин напрямую убивает дельфинов. Он добавил, что в настоящее время проводятся дополнительные исследования, отметив, что «любое млекопитающее с огромным количеством ртути умрет».

Когда Трухильо и его команда три года назад провели анализ своей крови, результаты показали, что уровень ртути превышал безопасный предел более чем в 36 раз — 36,4 миллиграмма на килограмм — что он объясняет десятилетиями работы в районах, загрязненных ртутью, и рационом, богатым рыбой. Благодаря медицинской помощи его уровень снизился примерно до 7 миллиграммов.

«Ртуть — невидимый враг, пока ее количество не достигнет достаточного уровня, после чего она начинает влиять на центральную нервную систему», — сказал Трухильо агентству AP после того, как его команде удалось поймать и протестировать четырех розовых дельфинов. «Мы уже видим доказательства этого в коренных общинах».

Ряд научных исследований и отчетов, в том числе работы Международной сети по ликвидации загрязнителей и академических исследователей, выявили высокий уровень воздействия ртути на коренные народы Амазонки, в том числе в Бразилии, Перу, Колумбии, Суринаме и Боливии. Пробы волос показали средние значения, значительно превышающие безопасный порог ВОЗ в 1 часть на миллион, причем в одной колумбийской общине было зарегистрировано более 22 миллиграммов на килограмм.

Сокращение популяции дельфинов

Популяция дельфинов в этой части Амазонки резко сократилась: по данным мониторинга Трухильо, за последние десятилетия количество розовых дельфинов сократилось на 52%, а количество серых речных дельфинов, относящихся к другому виду, — на 34%. Международный союз охраны природы в 2018 году включил розового дельфина в список исчезающих видов. Трухильо сказал, что точные цифры для Амазонки неизвестны, но его организация оценивает их количество в 30 000–45 000 по всему бассейну.

Розовые речные дельфины также подвергаются угрозе из-за перелова, случайного запутывания в сетях, судоходства, потери среды обитания и затяжной засухи.

Меры правительств

Колумбия заявляет, что борется с незаконной добычей полезных ископаемых и загрязнением ртутью. В 2018 году она запретила использование ртути в горнодобывающей промышленности, ратифицировала Минаматскую конвенцию, направленную на сокращение содержания ртути в окружающей среде, и представила план действий на 2024 год. Власти ссылаются на совместные операции с Бразилией и недавние рейды по обеспечению соблюдения законов, но наблюдатели говорят, что усилия остаются неравномерными, а незаконная добыча полезных ископаемых продолжается на большей части территории страны.

Другие страны Амазонки заявляют, что они активизируют свои действия. Бразилия начала рейды и приняла меры по ограничению использования спутникового интернета незаконными золотодобывающими лагерями, которые используют ртуть, с целью нарушить логистику и линии снабжения. Перу недавно изъяла рекордные 4 тонны контрабандной ртути. Эквадор, Суринам и Гайана представили планы действий по сокращению использования ртути в мелкомасштабной добыче золота.

Деликатная операция по тестированию дельфинов

Операция по тестированию дельфинов зависит от Хосе «Мариано» Рангеля, бывшего рыбака из Венесуэлы. Он возглавляет операцию по перемещению животных, вес которых может достигать 160 килограммов, на небольшие лодки. Этот момент может закончиться болезненным ударом по челюсти, поскольку дельфины бьются, пытаясь вырваться на свободу.

«Самая сложная часть отлова — это поимка дельфинов», — сказал Рангель.

Портативный ультразвуковой аппарат сканирует легкие, сердце и другие жизненно важные органы на наличие заболеваний. Команда проверяет наличие респираторных проблем, внутренних травм и признаков размножения, фотографирует кожу и шрамы животных, берет мазки из ноздрей и половых отверстий для бактериальных культур и собирает ткани для тестирования на содержание ртути. Имплантируются микрочипы, чтобы исследователи могли идентифицировать каждое животное и избежать повторных тестов.

Работники Фонда Омача зарегистрировали антимикробную резистентность — бактерии, которые не могут быть убиты обычными лекарствами — и проблемы с дыханием. Они также выявили возможные новые заболевания, такие как папилломавирус, которые могут представлять опасность как для дельфинов, так и для людей.

После долгого утра, проведенного за вылавливанием и тестированием дельфинов, ученые возвращаются в лабораторию в Пуэрто-Нариньо, которая увешана плакатами с изображениями дельфинов и ламантинов, а также костями и черепами дельфинов и других животных. Они тестируют некоторые образцы, готовят другие для отправки в более крупные учреждения и заканчивают свой день ремонтом сетей и пополнением наборов, чтобы на рассвете начать все сначала.

Для Трухильо каждый отлов, сканирование и анализ крови являются частью более широкой борьбы.

«Мы находимся в одном шаге от того, чтобы оказаться под угрозой исчезновения, а затем и вовсе вымереть», — говорит Трухильо.