ІСТИНА І ТРАДИЦІЇ

Первая осечка китайского ВВП за 17 лет

Великая Эпоха
Впервые с 1998 года ВВП Китая оказался ниже того, к которому стремилась коммунистическая партия — его рост в 2014 году составил 7,4%. Компартия поставила цель — достичь 7,5%, а рынок уже ожидал более низкого роста — 7,2%.

Экземпляры отчётов Китайской бежевой книги

Экземпляры отчётов Китайской бежевой книги. Кадр из видео: Великая Эпоха

Почему это так важно? Коммунистическому режиму необходим высокий рост — по крайней мере, на бумаге — чтобы китайцы оставались довольны. В 2010 году Пекин заявил, что ему нужно 8 процентов, чтобы сохранить высокий процент трудоустроенных и избежать социальных волнений.

«Сейчас это уже политическая цифра, и она имеет политический подтекст. Партия не берёт эту цифру с потолка. Это продиктовано экономическим давлением», — говорит Лиланд Миллер из Китайской бежевой книги, компании, которая специализируется на исследовании состояния экономики Китая.

В настоящее время компартия уже снизила намеченную цифру, так как не смогла её достичь, а по данным рынка, реальный рост даже ещё ниже.

Мало кто принимает официальную статистику за чистую монету, и это происходит по нескольким причинам. Во-первых, она подсчитывается только через три недели после окончания квартала и является окончательной.

Статистика США, которая тоже не без недостатков, публикуется через месяц после завершения квартала и дважды пересматривается, чтобы со временем получить более точную картину. Вторая оценка публикуется через три месяца после конца соответствующего квартала.

Поскольку в США гораздо более прогрессивная и развитая экономика, а также более длительная традиция ведения статистики, можно ожидать, что они получают правильные цифры быстрее, чем в Китае, где Пекин владеет лишь неточным представлением того, что происходит в разных регионах.

По оценкам компании Bloomberg, которая отслеживает данные, такие как потребление электроэнергии и железнодорожные перевозки, рост составил 6,82%.

«Экономика пребывает в замедлении, долгосрочном замедлении. Со второго квартала у некоторых важных показателей дела обстоят хорошо. Рост занятости остаётся устойчивым, несмотря на замедление. С показателем прибыли на предприятиях всё обстоит хорошо, как с продажами, так и с прибылью. Они в этом квартале тоже были лучше», — отметил Миллер.

Поскольку компартия сосредоточена на поддержании устойчивого роста занятости, ей может и не понадобиться стимулировать рост газетными заголовками.

«Стимулирование не требуется. Если это делается из-за страха дефляции, то не сработает», — сказал Миллер.

Ещё не конец


Рупор китайского режима «Синьхуа», естественно, сохраняет оптимизм: «Конец эры высокоскоростного роста не означает конец экономики Китая».

Конечно, никому не следует ожидать, что китайцы после снижения этой цифры вернутся назад и станут опять ездить на велосипедах, но мнение «Синьхуа» всё равно неверно.

Тогда как за последние 30 лет общий размер экономики Китая резко увеличился, доход на душу населения всё ещё остаётся на относительно низком уровне $6807 за 2013 год, чуть-чуть ниже Ирака.

Кроме того, рост инвестиций в инфраструктуру и избыточные производственные мощности замедляется, но не переходит, как планировалось, в потребление.

«Не было никаких признаков улучшения в розничной торговле как противовеса уменьшения инвестиций», — гласит отчёт «Китайской бежевой книги», основанный на полевых исследованиях. Лишь 49% опрошенных продавцов сообщили о росте продаж, тогда как 17% сообщили о снижении.

Главное оружие Пекина по стимулированию роста оказалось в тупике. Раньше даже признак замедления провоцировал крупный всплеск кредитов, чтобы подтолкнуть компании и местные органы власти снова инвестировать. Но не в этот раз. Несмотря на разговоры о стимулировании и облегчённых условиях кредитования, их никто не берёт, говорится в «Китайской бежевой книге».

«Экономика достигла во втором квартале 2014 года рекордно низкого за этот год значения, и с тех пор была довольно стабильной. Все серьёзные проблемы экономики, о которых мы узнали во втором квартале 2014 года, по-прежнему остались. Снижающиеся инвестиции, снижающееся заимствование; никто не хочет одалживать, и никто не хочет тратить. Вот почему рост низкий», — говорится в книге.

Валентин Шмид, Великая Эпоха


Читайте также:
Самый богатый человек в Азии переводит компании из Гонконга
Репутация Китая как «мировой фабрики» угасает
В Китае проводятся тайные суды