Шаттл «Атлантис» отправился в последний полет к МКС

Шаттл «Атлантис» успешно взлетел со стартовой площадки 39А космодрома на мысе Канаверал в штате Флорида 8 июля в 11:29 по местному времени (18:29 по киевскому времени).

В последние дни перед запуском погода на мысе резко испортилась. Сильные грозы сократили до 30% вероятность благоприятных для взлета погодных условий. Разряд молнии даже ударил неподалеку от стартовой площадки. К счастью, челнок и системы космодрома не получили повреждений.

«Стартовое окно» было открыто для взлета челнока вплоть до 10 июля. И если бы сильная непогода все же помешала запуску, то старт пришлось бы перенести на 16 июля.

Однако, не только стихия, но и техника в самый последний момент заставила поволноваться специалистов НАСА. На финальной минуте обратного отсчета, за 31 секунду до взлета, компьютеры стартового комплекса обнаружили неполадку в системе вентиляции внешнего топливного бака. Проверка инженерами НАСА оборудования не выявила проблем, и челноку разрешили старт. Шаттл взлетел в 11:29 по времени космодрома с опозданием на три минуты (первоначально запуск планировался на 11:26) и за 58 секунд до закрытия «стартового окна» этого дня. Стыковка челнока с МКС должна состояться 10 июля.

Экипаж корабля состоит из четырех астронавтов-ветеранов. Для командира Кристофера Фергюсона, инженера Рекса Уолхейма и специалиста Сандры Магнус это третий по счету полет, для пилота Дугласа Херли – второй. Рекс Уолхейм во время предыдущих полетов на челноках также совершал выходы в открытый космос.

На шаттле «Атлантис» всего 4 астронавта вместо 6-7 по обыкновению. Сокращенный состав экипажа объясняется отсутствием челнока-спасателя для астронавтов, если корабль получит в полете повреждения и не сможет вернуться на Землю. В этом случае астронавты будут доставляться на поверхность планеты по одному с помощью российских кораблей «Союз», причем последний человек из экипажа «Атлантиса» вернется на Землю через год после старта.

Миссия челнока, именуемая STS-135, продлится 12 дней. Ее основная задача – доставка на станцию многофункционального модуля «Рафаэль» с 3,9 тоннами различных запасов для обеспечения жизнедеятельности станции на вторую половину 2011 года и 2012 год. Также астронавты везут систему автоматизированной дозаправки спутников топливом на орбите, которую планируют протестировать.

Помимо всего прочего на борту шаттла находятся два смартфона iPhone 4 со специально разработанными компанией Apple прикладными программами. Экипаж МКС собирается проверить влияние космического излучения на элементы памяти смартфонов, а также, снимая камерой смартфонов участки поверхности планеты, узнать, насколько iPhone 4 может быть полезен для целей навигации на борту МКС.

На Землю челнок заберет неисправный насос системы охлаждения, чтобы специалисты смогли определить причину его поломки. Запланирован также выход в открытый космос для выполнения работ на внешней поверхности МКС.

«Атлантис» находится на службе НАСА 26 лет. В эксплуатацию НАСА корабль был передан в апреле 1985 года, а свой первый полет совершил в октябре 1985 года для целей министерства обороны США. В период с 1997 по 1997 годы челнок семь раз доставлял космонавтов на орбитальную станцию «Мир». Интересный факт: «Атлантис» использовался в съемках фильма «Армагеддон», вышедшего на экраны в 1998 году.

Шаттл назван в честь исследовательского парусного судна XX века, принадлежавшего океанографическому институту в городе Вудс Хоул (США).

При создании «Атлантиса», четвертого по счету челнока, использовалось множество нововведений; он легче шаттла «Колумбия» на 3,2 тонны, а на его создание было затрачено в 2 раза меньше времени. По мнению пилота Рекса Уолхейма, это один из самых красивых космических кораблей.

Нынешний полет «Атлантиса» – 33-й для самого челнока, 135-й для шаттлов в целом и завершающий в рамках программы «Спейс шаттл».

Запуск последнего шаттла США наблюдали около миллиона зрителей, заблаговременно расположившихся на специальных площадках вокруг космодрома и прочих доступных для наблюдения местах.

Видео NASA. Миссия STS-135.

#img_gallery#