ІСТИНА І ТРАДИЦІЇ

Попугаи и вороны проявляют высокую гибкость мышления

Великая Эпоха

Способность к решению проблем и гибкость мышления попугаев Кеа и Новокаледонского ворона изучали ученые с Кафедры когнитивной биологии Венского университета. В ходе эксперимента птицы проявили немалые способности – не зря эти два вида считаются едва ли не самыми умными представителями птичьего царства. Результаты своих наблюдений ученые изложили в двух работах, опубликованных в журнале PLoS ONE. Одна из них была написана совместно с коллегами из Оксфордского университета, сообщает сайт Оксфордского университета.

Фото: www.ox.ac.uk/
Фото: www.ox.ac.uk/

В исследовании принимали участие 6 попугаев Кеа и 5 Новокаледонских воронов, однако лишь по одному представителю каждого вида удалось пройти все 4 поставленные задачи. Заданием птиц было добыть еду, которая находилась в кубе из органического стекла. Испытуемые могли вытащить награду за веревочку, сбить ее, взяв в клюв палку, сбить шариком или открыть дверцу куба. Когда птица находила один из вариантов решения задачи, ученые блокировали этот метод, тем самым обнаруживая, как быстро попугай или ворон сможет переключиться на поиск нового пути, рассказала Гьюла Гайдон (Gyula Gajdon), сотрудник отдела когнитивной биологии в Венском университете. Кеа, которые в природе обычно не используют никаких инструментов, в условиях эксперимента проявляли инновационные навыки и справлялись не хуже Новокаледонских воронов, которые привыкли в диких условиях добывать личинок продолговатыми предметами вроде палочек.

  Самой сложной задачей для попугая Кеа было вставить в отверстие в прозрачном кубе палку и сбить ею с подставки пищу – с их строением клюва такие манипуляции с длинными предметами представляют некоторую трудность. Для ворона сложнее всего оказалось открыть дверцу – они не привыкли к действиям, которые требуют длительной работы с предметом, не выработали в естественных условиях привычки тянуть или разрывать. К тому же, когда дверца была открыта, ворон не стал всовывать голову в прозрачный куб, чтобы достать пищу, как это сделал попугай – он использовал палку, чтобы сбить объект.
 
Трудности Новокаледонского ворона в этом опыте объясняются скорее опаской войти в контакт с незнакомым предметом, чем непониманием задачи, объясняет доктор Август фон Байер (Dr Auguste von Bayern), соавтор работы с кафедры зоологии Оксфордского университета. С помощью данных этого исследования ученые собираются больше узнать о развитии интеллекта. Кафедра когнитивной биологии в Венском университете, проводившая данную исследовательскую работу, состоит из исследовательских групп трех профессоров Людвига Хубера (Ludwig Huber), Текумсе Фитч (Tecumse Fitch) и Томаса Бугняра (Thomas Bugnyar). Они изучают умственные способности и общение разных видов млекопитающих и птиц.