ІСТИНА І ТРАДИЦІЇ

Посланники африканских стран идут на переговоры с Трампом на фоне угрозы повышения тарифов

Великая Эпоха
Старатели собирают гравий из реки Лукуши в поисках касситерита в Маноно, Демократическая Республика Конго, 17 февраля 2022 года. (Junior Kannah/AFP via Getty Images)

Посланники африканских стран стремятся дипломатически уладить отношения со США до вступления в действие повышенных тарифов Трампа.

«Будучи членом АНК (Африканского национального конгресса, в то время запрещенного), я боролся за освобождение от расизма, за избирательное право чернокожих, за права человека», — рассказал бывший министр финансов Претории, а ныне опытный бизнесмен Мцебиси Джонас Epoch Times.

«Теперь я готовлюсь к другой битве, совсем другой. Я немного нервничаю, но я готов поговорить со всеми представителями президента США, и я уверен, что мы будем относиться друг к другу с уважением», — сказал Джонас.

Джонас входит в недавно созданный эксклюзивный клуб специальных посланников, назначенных большинством из 54 африканских стран для переговоров об улучшении условий экспорта, которые, как они надеются, позволят им продавать свои товары с «разумной прибылью» на самом прибыльном рынке мира.

Это решение последовало за объявлением президентом США Дональдом Трампом 2 апреля тарифов на товары, экспортируемые в Соединенные Штаты его экономическими партнерами. Трамп утверждал, что эти тарифы исправят торговый дисбаланс, который, по его мнению, несправедлив по отношению к Америке.

Неделю спустя Трамп приостановил действие своих ответных тарифов на 90 дней, за исключением тарифов, введенных против Китая, заявив, что многие страны обратились к нему и что США открыты для переговоров.

Если после 90-дневного перерыва ничего не изменится, одни из самых высоких тарифов — от 30 до 50 % — коснутся товаров, импортируемых из Африки.

Сейчас посланники африканских стран спешат уложиться в июльский срок, когда повышенные тарифы должны вступить в силу.

АНОМАЛИЯ КЕНИИ

«Большинство африканских стран экспортируют в США гораздо больше, чем импортируют, поэтому администрация Трампа подсчитала, что торговля между регионами несправедливо перевешивает в пользу Африки, и США от этого проигрывают», — объясняет Морне Малан, заместитель главы отдела политики южноафриканского Фонда свободного рынка.

Помимо дефицита торгового баланса, Трамп также искал другие признаки торговых барьеров в качестве критериев для введения тарифов.

В качестве примера можно привести Кению, с которой у США положительное сальдо торгового баланса.

По данным Торгового представительства США, в 2024 году крупнейшая экономика Восточной Африки экспортировала в США товаров — в основном текстиля, кофе, чая и фруктов — на сумму 737,3 млн долларов.

В том же году Кения импортировала из США товары на сумму 782,5 млн долларов, в основном нефтепродукты, самолеты и запчасти, машины и фармацевтические препараты, в результате чего положительное сальдо торгового баланса США составило 45,2 млн долларов.

Несмотря на это, правительство президента Уильяма Руто ожидало, что Трамп ударит по Кении более высокими тарифами, поскольку Найроби применяет 10-процентный налог на импорт из США.

Именно поэтому, по словам Ли Киньянджуи, секретаря кабинета министров по торговле и промышленности, страна перешла в режим «контроля ущерба», отправив команду переговорщиков в Белый дом за день до объявления Трампом тарифов, в «день освобождения».

Хотя главная цель кенийского правительства — получить беспошлинный или «очень благоприятный доступ» для своих товаров на американский рынок — все еще находится на стадии переговоров, Трамп ввел ответные тарифы для Найроби в размере всего 10 %.

«Мы считаем, что нам было очень полезно поговорить с людьми г-на Трампа до его заявления и сразу после него», — сказал Киньянджуи в интервью Epoch Times.

«Мы рассматриваем возможность заключения соглашения о свободной торговле с США, что будет означать отмену тарифов на американские товары, поступающие в Кению, и мы надеемся, что сможем продолжать экспортировать в США без тарифов. Это вопрос взаимности».

Стивен Грузд из Южноафриканского института международных отношений назвал Кению «аномалией».

«Я не поклонник того, что африканские правительства разворовывают ресурсы своих стран и держат свой народ в нищете, но должен признать, что ожидать от стран с низким ВВП, крошечными бюджетами, огромными долгами и слабой производственной базой масштабного импорта дорогих товаров, продуктов и услуг из самой богатой экономики мира несколько странно», — сказал он в интервью Epoch Times.

«Он собирается войти в логово льва», — сказал Малан о визите в Белый дом южноафриканского дипломата Джонаса.

КРИТИКА ПРЕТОРИИ

В одном из своих первых указов американский лидер обвинил Преторию в применении расистских законов, направленных на дискриминацию и поощрение насилия в отношении белых африканеров.

Затем Трамп прекратил ежегодное финансирование ЮАР в размере 440 миллионов долларов, что привело к замедлению темпов реализации программы лечения и профилактики ВИЧ-инфекции в стране.

Он заявил, что ЮАР представляет угрозу для национальной безопасности США, поскольку правительство АНК заключило военные и экономические союзы с некоторыми из главных геополитических врагов Вашингтона, включая Китай, Иран и Россию.

Трамп также раскритиковал Преторию за то, что она обратилась в Международный суд с иском о геноциде против Израиля во время войны в Газе.

Затем госсекретарь Марко Рубио выслал посла Южной Африки в Вашингтоне Эбрахима Расула из АНК, после того как дипломат назвал движение Трампа Make America Great Again (MAGA) и его администрацию «супремасистами».

МИНЕРАЛЫ ПРЕТОРИИ

Джонас ответил: «Да, недавняя история отношений между Южной Африкой и США не очень хороша».

«Но я уверен, что мы сможем сотрудничать в будущем и достичь взаимовыгодного соглашения, которое будет способствовать притоку американских товаров в нашу страну и наоборот».

Стивен Грузд из Южноафриканского института международных отношений пояснил, что в ходе общения в администрации Трампа «стало ясно, что они рассматривают Преторию как врага, предоставляя правительству [президента Сирила] Рамафосы тот же статус, что и Пекину, Москве и Тегерану».

Как и многие в Африке, говорит Грузд, Претория имеет «хорошие карты для игры», чтобы убедить президента США. Эти карты включают в себя притягательность огромных ресурсов континента, которые включают в себя драгоценные металлы, такие как золото и платина, минералы, которые необходимы для энергетической безопасности и обороны, поскольку они являются основными компонентами вооружений и военной техники.

В документе, анализирующем возможные ответные меры Африки на американские тарифы, вашингтонский Центр стратегических и международных исследований (CSIS) отметил, что доходы 24 из 54 стран Африки зависят от добычи полезных ископаемых.

Согласно исследованию американского аналитического центра The Atlantic Council, в Африке сосредоточена треть всех необходимых минералов в мире.

Южная Африка уже поставляет почти весь хром и четверть марганца, необходимых Америке.

Марганец — многопрофильный минерал, используемый для производства стали и аккумуляторных батарей.

Хром играет важную роль в производстве оружия, в частности ракетных систем и истребителей.

Среди других минералов, которые в больших масштабах добываются в африканских странах, — литий, используемый в аккумуляторах электромобилей, и колтан, применяемый в коммуникационном оборудовании, таком как мобильные телефоны и компьютеры.

Хотя Трамп освободил основные минералы от тарифов, Грузд сказал, что минеральное богатство Южной Африки все еще должно сыграть свою роль в потенциальном снижении американских пошлин на ЮАР, учитывая стремление администрации Трампа уменьшить зависимость США от китайских поставок.

«Китай доминирует в секторе добычи полезных ископаемых в Африке и имеет шахты повсюду — от ДРК (Демократической Республики Конго) до Замбии и Гвинеи», — говорит Грузд.

«Эксплуатация Пекином минералов и металлов континента и их переработка ставит США в крайне невыгодное положение в обеспечении надежных поставок этих важнейших товаров в будущем».

По словам Грузда, если США и ЮАР смогут достичь соглашения по основным минералам, «это будет большой победой, как политической, так и экономической, для администрации Трампа».

«Если Трампу предложат права на добычу полезных ископаемых в некоторых африканских странах, его будет очень легко убедить снизить тарифы и, возможно, даже отказаться от них, поскольку это даст США важный плацдарм в глобальных цепочках поставок», — добавили в CSIS.

CSIS подчеркнула, что Трамп должен отменить тарифы, введенные против африканских стран, и что Африканский союз и африканские лидеры «должны стремиться продемонстрировать, что преференциальная торговля с их континентом на самом деле отвечает национальным интересам США».

«Подобно тому, как Канада и Мексика были освобождены от взаимных тарифов по соображениям национальных интересов США, Африка может извлечь выгоду из аналогичной ситуации с точки зрения доступа на рынок и безопасности цепочки поставок основных минералов», — пишут Ханна Райдер, Тревор Лвере и Овигве Эгугу, эксперты в области экономического развития.

«Учитывая, что тарифы ударят по американским компаниям в автомобильной, аэрокосмической и химической отраслях, которые в значительной степени зависят от основных минералов, большая часть которых есть в Африке, вводить тарифы на африканскую продукцию не в интересах США».