Президент США Дональд Трамп ввел 25-процентные пошлины на товары и услуги из стран, ведущих бизнес с Ираном. Это решение вызвало вопрос о возможном влиянии новой политики на торговое перемирие между Вашингтоном и Пекином, учитывая, что Китай является крупнейшим торговым партнером Ирана.
Президент Международной ассоциации стратегических исследований Грегори Копли считает, что новые пошлины вряд ли повлияют на американо-китайские торговые отношения. По его словам, речь идет прежде всего о политическом сигнале.
«Вероятно, это приведет к краткосрочным проблемам в некоторых странах, но, по сути, это заявление о намерениях. Это, если хотите, дипломатия Трампа. Он дает людям понять, что настроен серьезно и намерен привлечь ресурсы для решения этой проблемы», — отметил Копли.
Во вторник Дональд Трамп провел брифинг со своей командой по национальной безопасности, посвященный возможным дальнейшим действиям по иранскому режиму. По мнению Копли, во время обсуждения речь могла идти о применении военной силы.
«Трамп хочет, чтобы его знали как человека действия, чтобы все понимали, что он настроен серьезно, как это было с Венесуэлой и Нигерией, даже если там военные операции носили символический характер», — заявил эксперт.
Копли также не исключает новых ракетных атак Ирана по Израилю. По его словам, израильская система противовоздушной и космической обороны готова к развитию событий.
«Но если Иран применит свои баллистические ракеты против Израиля, это даст Израилю и США основания для ударов по иранским военным объектам», — отметил он.
На фоне внутренних протестов и международного давления иранские власти сталкиваются с одним из самых серьезных вызовов своему правлению. В то же время, реакция Китая остается сдержанной: Пекин лишь выразил надежду, что Иран и его народ смогут преодолеть трудности и сохранить национальную стабильность.
Подобную позицию Китай занимал и в отношении Венесуэлы, не оказав существенной поддержки накануне захвата Николаса Мадуро. Кроме того, китайские радары, по имеющимся данным, не обеспечили эффективную работу системы ПВО Венесуэлы.
На этом фоне стоит вопрос, сохранят ли союзники Китая — Россия, Иран и Северная Корея — доверие к Пекину.
«Думаю, она уже пошатнулась. Так называемая новая ось зла в значительной степени сосредоточена на собственных проблемах. В этой оси стабильным остается только союз России и Северной Кореи. Между Китаем и КНДР нет теплых отношений – лишь ограничено тактическое сотрудничество», – отметил Копли.
Эксперт также подчеркнул, что Соединенные Штаты сейчас наращивают силу не только в военном, но и психологическом измерении. По его мнению, стабильность Ирана имеет критическое значение для Ближнего Востока и Центральной Азии, в частности, для открытия прямого доступа региона к Персидскому заливу и Индийскому океану.
Это, по словам Копли, может позволить странам Центральной Азии снизить зависимость от торговли с Россией и Китаем. В то же время он отметил, что Индия критически относится к идее нового торгового маршрута из-за его связи с Россией.
Все региональные игроки, по словам эксперта, внимательно следят за дальнейшими шагами Ирана. Между тем Дональд Трамп публично призвал иранцев не прекращать протесты и захватывать административные здания, заявив, что отменил все контакты с иранскими чиновниками и что его помощь «уже в пути».
По данным американских правозащитных организаций, количество погибших в результате протестов в Иране уже превысило 2 тысячи человек.