ІСТИНА І ТРАДИЦІЇ

Китай избавится от коррупции, лишь возродив культуру

Великая Эпоха

В то время как чиновники китайской компартии заявляют, что борются с коррупцией, страна переживает более глубокий кризис. Он связан с тем, что за 60 лет своего правления коммунистические власти систематически разрушали традиционную культуру Поднебесной, и наиболее жестоко во время «Великой культурной революции».

Председатель КНР Си Цзиньпин пытается преодолеть коррупцию. Карикатура: Великая Эпоха
Председатель КНР Си Цзиньпин пытается преодолеть коррупцию. Карикатура: Великая Эпоха

Председатель КНР Си Цзиньпин пытается преодолеть коррупцию.
Карикатура: Великая Эпоха

Традиционные китайские ценности — это честность, соблюдение правил приличия, мудрость, доброжелательность и верность (пять правил Конфуция), а также «единство неба, земли и человека» — принцип, который предполагает, что человек должен жить в гармонии с небом и землёй.

После того, как в 1949 году компартия пришла к власти в стране, вместо гуманности Конфуция граждан стали побуждать к классовой борьбе и доносам друг на друга. А вместо стремления к единству неба, земли и человека говорили, что настоящий коммунист должен испытывать бесконечную радость от „борьбы с Небом и Землей“. Коррупция и крупные экологические проблемы, от которых страдает сегодня Китай, в немалой степени вызваны именно таким подходом.

Конечно, полностью искоренить ценности пятитысячелетней культуры за несколько лет было непросто, и партия понимала, что коммунистической теории насилия не сравниться с богатой культурой Поднебесной. Поэтому Мао Цзэдун в мае 1966 года начал «Великую культурную революцию», которая длилась 10 лет до самой его смерти. Этой политической кампанией он намеревался уничтожить традиционную культуру и, хотя своей цели он в полной мере не добился, но нанёс большой урон ценностям китайцев.

В сборнике редакционных статей Великой Эпохи «Девять комментариев о коммунистической партии» авторы отмечают, что действительного процветания страна может добиться лишь, если возродит традиционные ценности.

«Эта культура компартии непосредственно привела к серьёзному разрушению окружающей среды, постигшему Китай сегодня. Возьмём в качестве примера водные ресурсы. Китайцы, отказавшись от традиционных ценностей, согласно которым „благородный муж ценит благосостояние, но принимает его со сдержанностью“, хищнически относились к окружающей среде, погубив речную систему. Сегодня 75% из 50 000 километров рек Китая непригодны для обитания рыб; 33% подземных вод загрязнены больше, чем даже десять лет назад, и ситуация продолжает ухудшаться», — описываются в книге «Девять комментариев…» несколько последствий политики «борьбы с небом и землёй».

В книге также указывается, что традиционная культура Китая ценит жизнь человека, а компартия провозглашает, что «бунт имеет оправдание» и «борьба с людьми полна наслаждений».

«Во имя революции партия могла убить и заставить умереть от голода десятки миллионов человек. Это обесценило жизнь в глазах людей, что впоследствии вызвало увеличение поддельных и ядовитых товаров на рынке», — отмечается в книге.

Например, в конце 2008 года в Китае случился скандал с молоком, заражённым меламином. Власти заявляли, что от отравленного молока компании «Саньлу», уличённой в коррупции, пострадали около 300 тысяч детей. Вместе с тем после инцидента суды не принимали к рассмотрению иски родителей, чьи дети пострадали, а компенсаций на лечение пострадавшим детям также не выдавали.

Производство ядовитых пищевых продуктов широко распространено в Китае, не являясь частным явлением. Разрушение культуры и моральный упадок внесли свой вклад в это безудержное стремление к материальной выгоде, утверждается в «Девяти комментариях…».

Таким образом, корень коррупции, с которой хочет бороться новый руководитель компартии Си Цзиньпин и его команда, лежит не на поверхности. Возрождение культуры является первым делом.