ІСТИНА І ТРАДИЦІЇ

Для усиления оборонной промышленности Германия развивает иновационные стартап-технологии

Великая Эпоха
Цифровая иллюстрация, опубликованная Swarm Biotactics, показывает то, что они описывают как киборгов-тараканов, оснащенных специальными рюкзаками, которые позволяют собирать данные в режиме реального времени с помощью камер. (SWARM Biotactics/Handout via REUTERS)

После полномасштабного вторжения России в Украину Германия стала одним из лидеров в сфере оборонной промышленности Европы. Ранее незаметные небольшие стартапы привлекают все больше инвестиций, тогда как правительство переосмысливает значение военных технологий.

Reuters поговорил с двумя десятками руководителей, инвесторов и политиков, чтобы выяснить, как Германия — крупнейшая экономика Европы — намерена играть центральную роль в перевооружении континента.

Правительство канцлера Фридриха Мерца считает искусственный интеллект и стартап-технологии ключевыми элементами своих оборонных планов и сокращает бюрократию, чтобы напрямую связать стартапы с высшими эшелонами военного руководства, сообщили источники Reuters.

Под влиянием травмы нацистского милитаризма и сильного послевоенного пацифистского духа Германия долгое время поддерживала относительно небольшой и осторожный оборонный сектор, защищенный гарантиями безопасности со стороны США.

Теперь все изменилось. В связи с тем, что военная поддержка со стороны США стала более неопределенной, Германия планирует почти утроить свой регулярный оборонный бюджет до примерно 162 миллиардов евро (175 миллиардов долларов) в год к 2029 году.

По словам источников, большая часть этих средств пойдет на переосмысление сути ведения войны.

Волна немецких стартапов

Немецкая компания Helsing является частью волны немецких стартапов в области обороны, разрабатывающих передовые технологии, от танкоподобных роботов с искусственным интеллектом и беспилотных мини-подводных лодок до боевых шпионских тараканов.

«Мы хотим помочь Европе вернуть свою силу», — сказал соучредитель Helsing Гундберт Шерф.

Некоторые из этих небольших компаний сейчас консультируют правительство наряду с устоявшимися фирмами, такими как Rheinmetall и Hensoldt, — которые имеют меньше стимулов для того, чтобы сосредоточиться в первую очередь на инновациях, учитывая их большие задержки с поставками традиционных систем, сказал один из источников.

Новый проект закона о закупках, одобренный кабинетом Мерца в среду, направлен на снижение барьеров для участия в тендерах стартапов, испытывающих финансовые затруднения, путем предоставления им авансовых платежей.

Закон также даст право властям ограничивать участие в тендерах только участниками из Европейского союза.

Марк Витфельд, генеральный директор и основатель компании ARX Robotics, производящей автономных роботов, сказал, что недавняя встреча с министром обороны Германии Борисом Писториусом ясно показала, насколько глубоко переосмысление происходит в Берлине.

«Он сказал мне: "Деньги больше не являются оправданием — теперь они есть". Это был поворотный момент», — сказал он.

Изменения в Европе

С момента возвращения Дональда Трампа на политическую арену и его повторного подвергания сомнению приверженности Америки НАТО, Германия взяла на себя обязательство достичь новой цели альянса по расходам на оборону в размере 3,5% ВВП к 2029 году — быстрее, чем большинство европейских союзников.

Официальные лица в Берлине подчеркнули необходимость развития европейской оборонной промышленности, а не зависимости от американских компаний. Однако препятствия на пути к расширению масштабов деятельности лидеров отрасли в Германии — и в Европе в целом — весьма значительны.

В отличие от США, рынок в Европе фрагментирован. Каждая страна имеет свой набор стандартов закупок для выполнения контрактов.

Соединенные Штаты, лидер по военным расходам в мире, уже имеют стабильную базу оборонных гигантов, таких как Lockheed Martin и RTX, а также преимущество в ключевых областях, включая спутниковые технологии, истребители и высокоточные боеприпасы.

В 2015 году Вашингтон также начал поддерживать стартапы в области оборонных технологий, в том числе Shield AI, производителя дронов Anduril и компанию-разработчика программного обеспечения Palantir, предоставляя им часть военных контрактов.

Европейские стартапы до недавнего времени страдали от недостаточной государственной поддержки.

Однако анализ, проведенный Aviation Week в мае, показал, что 19 стран Европы с наибольшими расходами на оборону, включая Турцию и Украину, планируют потратить в этом году 180,1 млрд долларов на военные закупки по сравнению с 175,6 млрд долларов в США. Общие военные расходы Вашингтона останутся более высокими.

Ганс Кристоф Ацподиен, глава немецкой ассоциации сектора безопасности и обороны BDSV, сказал, что одной из проблем является то, что система военных закупок ориентирована на устоявшихся поставщиков и не подходит для быстрого темпа, который требуют новые технологии.

Министерство обороны Германии заявило, что принимает меры для ускорения закупок и лучшей интеграции стартапов, чтобы новые технологии быстро становились доступными для бундесвера.

Аннет Ленигк-Эмден, глава влиятельного агентства по закупкам вооруженных сил, выделила дроны и искусственный интеллект как новые области, которые Германия должна развивать.

«Изменения, которые они вносят на поле боя, столь же революционны, как появление пулемета, танка или самолета», — заявила она агентству Reuters.

«Фантастические» инновации

Свен Вайценеггер, руководитель Cyber Innovation Hub, инновационного акселератора Бундесвера, сказал, что война в Украине также меняет отношение общества, устраняя стигму в отношении работы в оборонном секторе.

«С момента вторжения Германия продемонстрировала совершенно новую открытость в вопросах безопасности», — сказал он.

Вайценеггер рассказал, что ежедневно получает 20–30 запросов в LinkedIn с идеями по развитию оборонных технологий, тогда как в 2020 году таких запросов было всего 2–3 в неделю.

Некоторые из разрабатываемых идей напоминают научную фантастику — например, киборги-тараканы Swarm Biotactics, оснащенные специальными миниатюрными рюкзаками, которые позволяют собирать данные в режиме реального времени с помощью камер.