Управление директора национальной разведки, или ODNI, опубликовало последний из серии докладов администрации Трампа, направленных на проверку многолетних выводов разведывательного сообщества о вмешательстве России в президентские выборы в США в 2016 году в пользу Дональда Трампа.
В пятницу днем ODNI опубликовала пресс-релиз, в котором утверждалось, что ее директор Тулси Габбард «выявила неопровержимые доказательства» того, что президент Обама и его сотрудники национальной безопасности «фабриковали и политизировали разведданные», чтобы начать «многолетний переворот против президента Трампа».
Габбард подтвердила эти выводы в социальных сетях X и Truth Social, а также в интервью телеканалу Fox News в последующие дни.
В файлах чиновники Обамы обмениваются перепиской о попытках вмешательства России в выборы, приходя к выводу, что российские хакеры вряд ли смогут успешно скомпрометировать физическую инфраструктуру выборов или изменить итоги голосования без обнаружения, но могут успешно повлиять на доверие избирателей к выборам.
«Нет никаких признаков того, что Россия угрожает напрямую манипулировать фактическим подсчетом голосов с помощью кибернетических средств», — написал сотрудник ODNI. «Однако, как видно из недавних сообщений в СМИ, любая кибер-активность, направленная против избирательной инфраструктуры, скорее всего, повлияет на общественное доверие».
Габбард также опубликовала временную шкалу, в которой описываются события, приведшие в 2017 году к оценке того, что Россия пыталась повлиять на выборы 2016 года. В хронологии особое внимание уделяется выводам сотрудников разведывательного сообщества о том, что РФ, скорее всего, не использовала и не будет использовать киберсредства для прямого взлома избирательных систем или изменения результатов голосования.
Габбард утверждает, что эти выводы лицемерны и затыкают дыры — если не прямо противоречат — оценке разведывательного сообщества 2017 года о том, что Россия пыталась повлиять на выборы.
Однако официальные лица Обамы никогда не утверждали, что российские хакеры успешно подменяли голоса или взламывали избирательную инфраструктуру в масштабах страны.
В оценке 2017 года основное внимание уделено российскому влиянию — дезинформационным сетям в социальных сетях, кампаниям по взлому и утечке информации, российским бот-фермам и другим более психологическим усилиям российских игроков. Эксперты разведывательного сообщества признают, что российские хакерские атаки на избирательную инфраструктуру, скорее всего, носили ограниченный характер и были направлены на сбор разведывательной информации.
Демократы поспешили раскритиковать новую публикацию ODNI, назвав ее противоречащей предыдущим обзорам оценки, а также нечестной и политически мотивированной.
«Это полная чушь», — написал представитель Джим Хаймс на социальной медиаплатформе X.
«К сожалению, неудивительно, что министр обороны Габбард, которая обещала деполитизировать разведывательное сообщество, снова использует свое положение, чтобы усилить теории заговора президента о выборах», — написал на сайте X сенатор Марк Уорнер, вице-председатель сенатского комитета по разведке.
Между тем ранее в июле директор ЦРУ Джон Рэтклифф опубликовал отдельный доклад с обзором внутренних процессов ЦРУ при составлении оценки 2017 года. На X он заявил, что чиновники Обамы «манипулировали разведданными» в попытке «достать Трампа».
Однако, как и недавно рассекреченные электронные письма и служебные записки, отчет ЦРУ, похоже, не противоречит главному тезису оценки 2017 года: Россия пыталась повлиять на американскую общественность и ее восприятие выборов 2016 года.