ІСТИНА І ТРАДИЦІЇ

Смена геополитики, или переход к новому миропорядку (часть 4)

Великая Эпоха

Часть четвертая. Новые полюсы. Иран и ТНК

Китай. Фото: Peter Parks/AFP/Getty Images
Китай. Фото: Peter Parks/AFP/Getty Images
Иран. В качестве отдельного геополитического полюса Ислам сформулировать проблематично. Каждая из стран, относящаяся к Исламскому миру, являет собой самодостаточный мир, чтобы в равной мере претендовать на роль отдельного полюса. Например, если уж «делать» полюсами Японию и Индию, как это предлагает известный американский стратег Збигнев Бжезинский в книге «Большая шахматная доска», то чем «хуже» Пакистан, Иран, Саудовская Аравия или Австралия?

Другой вопрос, что по природе геополитики, геополитических полюсов в мире много быть не может. Тем более, в непосредственной близости своих границ друг от друга: каждый полюс должен иметь сферу своего влияния. В противном случае, эти «доморощенные полюсы» просто разорвут друг друга.

Учитывая тот факт, что по себе Ислам не является унифицированной религией, содержа в себе разные идеологические и религиозные течения – образование Ислама как отдельного геополитического полюса практически невозможно.

В результате, «поиск» полюса, распространяющего свое влияние на регион Ближнего и Среднего Востока, на основе религиозного критерия изначально обречен на провал.

Анализируя политический, социально-экономический потенциал стран указанного региона, наибольшие перспективы застолбить «лидерство» в нем имеет Иран. Этому способствуют ряд предпосылок.

Во-первых, выгодное геостратегическое расположение Ирана на пересечении торговых путей из Азии в Европу. Напомним, что именно через персидские земли пролегал в IX веке н.э. знаменитый Великий Караванный путь, известный под названием «Шелкового пути». В среднесрочной перспективе мировые торговые грузопотоки снова могут пойти через Иран: при условии постройки Евразийского трансконтинентального проекта.

Во-вторых, при условии успешного завершения своей мирной «ядерной программы», Ирана станет крупным экспортером энергии в своем регионе. Этот статус существенно упрочит построение газопроводов и нефтепродов.

В-третьих, Иранская нефтяная биржа на о. Кирш, анонсировавшая продажу «черного золота» исключительно за евро, может оказаться ощутимым фактором в низвержении Империи Доллара.

Следует отметить, что упрочению лидерства Ирана на Ближнем и Среднем Востоке при сохранении существующих тенденций ничто не мешает. И, что не менее важно, - никто не мешает: потенциал соседних Турции и Пакистана в этом отношении с иранскими возможностями не сравним. А Ирак вообще разворушен разрушительной войной.

Становление лидерства Ирана можно только замедлить. Как минимум, путем нагнетания существующей политической напряженности, например, вокруг «ядерной программы» Тегерана. Как максимум, - попыткой спровоцировать полномасштабные войны во всем регионе.

ТНК. В условиях глобализации в системе международных отношений возрастает роль транснациональных корпораций. Правда, эта роль в экспертном сообществе пока не до конца изучена. Как следствие, возникает больше вопросов, чем имеется на них ответов.

Например, являются ли транснациональные корпорации самостоятельным «геополитическим полюсом»? Или же каждая ТНК – это отдельный «геополюс»?

А может ТНК – это всего лишь важная «прибавка» к США, преобразующая Америку в Pax Americana? В пользу этой «версии» свидетельствует формальная американская «прописка» большинства ТНК. Хотя США от такой «прописки» также терпят определенные убытки, пусть и не столь масштабные, как страны «остального» мира.

В то же время, если ТНК есть геополитические полюсы, то можно ли их сравнивать с другими полюсами? Или же ТНК стоят в равной степени не только над странами мира, но и над другими геополюсами?

Однако, огромная зависимость мира от деятельности транснациональных корпораций стремительно растет. Как и растет само количество ТНК.

В 1970 – 2001 годах число ТНК выросло в 9 раз с 7,3 тыс. до 65 тыс., а количество их филиалов увеличилось в 31 раз (с 27,3 тыс. до 850 тыс.).

Объем накопленных транснациональными корпорациями прямых инвестиций еще в 1999 году составлял $6,6 трлн. Для сравнения: в 1990 году этот показатель составлял $1,7 трлн.

Кроме того, по итогам 1999 года, объем продаж ТНК составил $19 трлн.

Транснациональные корпорации в своей совокупности обеспечивают не менее 10% глобального ВВП, на их долю приходится треть мирового экспорта, а также 45 мирового банка патентов и лицензий.

Следует также отметить, ТНК контролируют 90% рынка пшеницы, кофе, кукурузы, лесоматериалов, табака, железной руды; 85% рынка меди и бокситов; 80% рынка чая и олова, а также 75% рынка бананов и сырой нефти. (данные Мирового банка за 1999 год).

Показательно, что среди первых 50-ти ТНК 13 имеют прописку в США, 9 – в Японии, 8 – в Германии, 5 – во Франции, 4 – в Швейцарии, 3 – в Англии.

Продолжение следует...


Игорь Шевырёв. Специально для Великой Эпохи