ІСТИНА І ТРАДИЦІЇ

Клонирование – благо или зло?

Великая Эпоха
Чикаго. Штат Иллинойс. Компания Genetic Savings & Clone показывает одного из клонированных котов. Фото:Scott Olson/Getty Images News
Чикаго. Штат Иллинойс. Компания Genetic Savings & Clone показывает одного из клонированных котов. Фото:Scott Olson/Getty Images News
Термин «клон» – греческое слово (кlon), означающее веточку, побег, черенок. И уже более 4 тысяч лет человечеству известен такой способ вегетативного размножения растений.

О бесполом размножении, т.е. клонировании млекопитающих, стало известно относительно недавно.

Рождение в 1997 году клона овечки по имени Долли в Рослинском институте, Шотландия, в результате использования донорского ядра клетки молочной железы взрослой овцы стало сенсацией.

А вскоре заговорили и о клонировании человека.

Что необходимо для клонирования человека:

– женская яйцеклетка, из которой убирается собственное ядро;

– клетка донора, подлежащего клонированию. Ядро этой клетки пересаживается в яйцеклетку;

– полученный впоследствии зародыш внедряется в матку суррогатной матери, т.е. женщины, согласившейся выносить эту беременность.

Родившийся таким образом человек и есть клон. Он наследует в полном объеме генетический код донора (генотип). Но дело в том, что далеко не с первой попытки удается получить зародыш клона. Например, в случае с овечкой Долли это получилось с 277 попытки. Значит, ради этого погибло 276 яйцеклеток. При клонировании человека предполагается, что таких потерь будет намного больше.

В свое время Папа Римский Иоанн Павел II был очень обеспокоен проблемой клонирования человека, высказывался против этой идеи. По его убеждению, научные исследования в этой области должны быть ограничены базовыми нормами этики.

Сторонники клонирования человека считают, что при разумном законодательном регулировании преимущества клонирования превысили бы его недостатки. Клонирование может решить проблему деторождения у бесплодных пар, а самое главное, что их воодушевляет, это то, что можно улучшить человеческое общество клонами выдающихся людей, таких как Ньютон, Эйнштейн, Рузвельт, Черчилль, Наполеон, выдающихся спортсменов, художников и артистов.

Они вполне допускают клонирование из тканей давно умерших людей. Даже фараона Египта Рамзеса II. Такой шапкозакидательный оптимизм удивляет. Где гарантия того, что клоны унаследуют духовность дублируемых людей? В религии считают, что в момент слияния яйцеклетки со сперматозоидом Бог дает душу будущему живому существу.

А при клонировании ведь нет сперматозоидов. А что если клон будет иметь только тело без человеческих мыслей и других, отличающих его от животного, человеческих черт. Это человекоподобное существо будет в лучшем случае напоминать оболочку человека.

Принять клонирование человека трудно не только с точки зрения этики, хотя это основная проблема. Есть серьезное беспокойство и с технической точки зрения. При клонировании животных (крыс, овец, свиней) было обнаружено, что у них часто развиваются физические дефекты или их настигает преждевременная смерть.

Профессор Ян Вилмут, «отец» клонированной овечки Долли, предупреждает, что при клонировании человека «существует риск, что на поздней стадии беременности во многих случаях произойдет выкидыш, или дети родятся с физическими дефектами, или мертвыми, прежде чем получится удачный клон».

Он подсчитал, что 50% клонов умирает еще в утробе, еще 20% родившихся умирает в раннем детстве. Учитывая все это, клонирование людей должно считаться преступлением. На сегодняшний день так считают большинство прогрессивных ученых всего мира.

Никто не должен стремиться иметь сотни человеческих яиц или эмбрионов, которые стоят перед опасностью уничтожения. Более того, дети, рожденные путем таких технологий, после рождения могут встретиться со многими кошмарами, такими как информационные помехи, различного рода деформации и невыносимое психологическое давление общества.

Толкнуть человечество на такой риск будет самым неэтичным делом в истории медицины. Именно поэтому в 1997 году ЮНЕСКО приняла Всеобщую декларацию, запрещающую клонирование человека и предписывающую строгий контроль государства над всеми опытами в этом направлении.

В настоящее время только несколько стран приняли законы, запрещающие дублирование человека, включая Англию, Германию и Израиль. Вместе с тем, имеется немало сторонников так называемого «терапевтического» клонирования человека. Речь идет о создании ранних эмбрионов для получения донорских тканей, предназначенных для лечения конкретных больных людей.

Для этого используются стволовые клетки, т.е. клетки человеческих зародышей раннего периода развития. Способность роста стволовых клеток просто фантастическая: трехмиллионноклеточный организм новорожденного человека образуется из одной единственной клетки всего за девять месяцев.

Но еще более впечатляет способность дифференциации: одна и та же стволовая клетка может превращаться в любую клетку любого человеческого органа, будь то нервная, печеночная, сердечная, иммунная и т.д. Для медицины это бесценный материал.

Это значит, что можно в лабораторных условиях выращивать предшественников самых разных клеток и затем трансплантировать их тяжелобольным людям вместо донорских органов. Но и в этом случае существует ключевая морально-этическая проблема – статус эмбриона. С какого момента его следует рассматривать как существо, имеющее право на жизнь. Правомерна ли гибель одного существа ради жизни другого?

Ватикан снова осудил клонирование человека в медицинских целях. Однако многие ученые считают, что можно решить эти проблемы узко законодательным путем. Но вместе с тем жизнь показывает, что аморальным людям закон не указ, как в бразильском телесериале «Клон». Это, конечно вымышленный герой, но на сегодняшний день очень активно действует, финансируя клонирование, секта «Раэлитов».

Основатель и глава этой секты, канадец Клод Ворильон, бывший спортивный репортер, ныне известный как Раэль, в феврале месяце 2002 года заявил, что исследования компании «Клонэйд» продолжаются в секретных лабораториях. И в начале 2003 Раэль заявил, что первый клон человека появился на свет. Но больше никаких подробностей и известий в средства массовой информации не поступало.

Итак, клонирование – хорошо это или плохо? Есть древнеиндийская мудрость: «С великим трудом поднимаем мы камень на гору, а вниз он падает мгновенно, так же влекут нас вверх добродетели, а вниз – пороки».

Елена Уртенова. Великая Эпоха