Церковь Святого Карло Борромео: величайшая церковь раннего барокко
Великая Эпоха
Фасад церкви Святого Карло Борромео, украшенный скульптурами ангелов, святых и цветов, с немного отодвинутыми боками и небольшими куполами, является примером перехода к более изысканному стилю высокого барокко. Сверху вниз дорические, ионические и коринфские колонны украшают три уровня здания, творчески сочетая классические традиции. (Mikhail Markovskiy/Shutterstock)
Эта бельгийская церковь на момент строительства была названа «восьмым чудом света». Церковь Святого Карло Боромео является одной из величайших церквей раннего барокко и одной из первых, построенных в этом стиле в северо-западной Европе. Она стоила настолько дорого, что строители, иезуиты из Антверпена, были вынуждены принять меры жесткой экономии.
Строительство церкви началось в 1615 году, а вдохновением для нее стала штаб-квартира иезуитов в Риме, церковь Джезу, которая считается первой барочной церковью, завершенной всего 30 годами ранее.
В барочной живописи и скульптуре, а также в архитектуре использовались технические достижения эпохи Возрождения для реалистичного изображения религиозных сцен.
Церковные здания в стиле барокко имели целью дать представление о рае на земле и выразить величие и любовь Бога. Классическая традиция стала основой. Это видно в симметрии и пропорциях здания, включающих канюлированные колонны и купола.
Однако барочная архитектура внесла в нее плавность, что проявилось в частом использовании изогнутых линий вместо прямых. Это придало архитектуре раннего и высокого барокко более украшенный вид, избежав строгости и холодности.
Архитекторы Питер Гейсенс и Франсуа д'Агилон занимались инженерными аспектами и многими эстетическими особенностями церкви. Общим руководством и доработкой важных деталей занимался один из самых выдающихся художников эпохи барокко — Питер Пауль Рубенс. Хотя он не работал много в архитектуре, Рубенс изучал ее, спроектировал собственный дом в Антверпене и внес свой вклад в виде многочисленных картин в эту церковь в родном городе.
Изысканно украшенное черно-золотое святилище контрастирует с относительной простотой белых арок и колонн, украшенных золотом, которые доминируют в нефе (центральном проходе) и усиливают визуальный акцент на святилище. Барочные церкви были разработаны так, чтобы привлекать внимание к алтарю, и этот эффект усиливается трагическим разрушением оригинальных изысканных потолков Рубенса во время грозы. (KerrysWorld/Shutterstock)Ганс ван Милдерт высек главный алтарь по эскизу Питера Пауля Рубенса, который также создал картину Девы Марии с младенцем Иисусом над ним. Слева расположены скульптуры из каррарского мрамора святого Игнатия Лойолы (в нижней нише) и святого Франциска Борджиа выше. (akturer/Shutterstock)Большой главный купол был спроектирован в сотрудничестве с Рубенсом. Окулус расположен на белом фоне, окруженный золотыми декоративными элементами, включая скульптурных ангелов. Свет от окулуса отражается от окружающего потолка; он освещает и привлекает внимание к святилищу, расположенному непосредственно под ним. (Julija Ogrodowski/Shutterstock)Над алтарем часовни Богоматери находится копия картины Рубенса «Успение», которая изначально была расположена среди мраморных и позолоченных лепных украшений. Оригинал сейчас находится в Венском музее изобразительных искусств. (Renata Sedmakova/Shutterstock)По обеим сторонам нефа расположены исповедальни скульпторов Яна Питера ван Бауршайта Старшего и Михеля ван дер Воорта Старшего. Перед резными деревянными изделиями вдоль стены размещены скульптуры ангелов; в центре каждой секции изображены сцены из жизни святого Игнатия и святого Франциска Ксаверия. (Haalidoodi/CC BY-SA 4.0)Галереи над северной и южной сторонами нефа имеют свои собственные, более простые боковые часовни. Эта часовня имеет алтарь и деревянную ограду, напоминающие готические церкви. Картина над алтарем изображает обращение святого Губерта. (KerrysWorld/Shutterstock)