Европейская экономика держится лучше, чем ожидалось, несмотря на новые тарифы президента США Дональда Трампа — отчасти потому, что Европейский союз не ответил собственными тарифами, которые привели бы к обратному результату, заявила во вторник глава Европейского центрального банка, пишет AP News.
Кристин Лагард сказала, что влияние торговой войны Трампа на рост и инфляцию в 20 странах, использующих евро, также было смягчено укреплением евро и заключением торгового соглашения с Трампом. Соглашение ограничило тарифы 15% и устранило неопределенность, которая угрожала задержать или сорвать инвестиции в бизнес.
«Год назад большинство полагало, что тарифы США... вызовут серьезный негативный шок для экономики еврозоны», — заявила Лагард в речи, произнесенной на конференции центральных банков в Хельсинки, Финляндия. «Однако некоторые из этих предположений не оправдались».
По ее словам, это практически не повлияло на инфляцию, а влияние на рост было «относительно умеренным» благодаря принятию европейскими правительствами мер по стимулированию роста в ответ на это. Лагард заявила, что в результате процентная политика ЕЦБ находится «в хорошем положении» и, соответственно, банк не может взять на себя никаких обязательств в отношении будущей динамики ставок, будь то действий или бездействия. Следующее заседание банка по вопросам политики запланировано на 30 октября; на последнем заседании 11 сентября банк оставил ключевую ставку без изменений на уровне 2%.
Исполнительная комиссия Европейского союза подготовила список товаров, на которые будут наложены ответные тарифы или импортные пошлины, но приостановила их действие после того, как в июле между Трампом и президентом Комиссии Урсулой фон дер Ляйен было достигнуто соглашение о тарифах. Причины отказа от ответных мер включали давление со стороны бизнес-групп, которые не хотели вступать в затяжной цикл взаимного повышения тарифов, а также опасения по поводу угрозы для поддержки США в отношении Украины.
В результате Европа по-прежнему получала импортное сырье и товары, необходимые для ее экономики, без препятствий в виде высоких тарифных затрат или узких мест, которые могли бы привести к росту цен.
«В результате мы пока не наблюдаем значительных сбоев в цепочке поставок», — сказала Лагард. «Давление на глобальную цепочку поставок остается сдержанным, а в еврозоне показатели заторов близки к историческим средним значениям».
Политика Трампа сопровождается падением курса доллара и соответствующим укреплением евро. Это делает импорт в Европу дешевле и помогает ЕЦБ в его усилиях по сдерживанию годовой инфляции, которая в августе составила умеренные 2%.
Пока что серия импортных пошлин Трампа, похоже, вызвала больше опасений в экономике США, поскольку наем рабочей силы резко сократился, а инфляция остается высокой. Стоимость тарифов, как правило, оплачивают внутренние потребители и предприятия, даже если эти налоги могут нарушить продажи иностранных компаний.
ЕС и правительства стран-членов приняли другие меры для укрепления роста, такие как соглашения о свободной торговле с южноамериканскими странами МЕРКОСУР — Аргентиной, Бразилией, Боливией, Парагваем и Уругваем — и с Мексикой. Национальные правительства увеличили расходы на оборону из-за угрозы со стороны России, а Германия взяла на себя обязательства по крупномасштабным инвестициям в дороги, железные дороги и мосты после многих лет недофинансирования.
Тем не менее, рост остается посредственным, составив во втором квартале всего 0,1% по сравнению с предыдущим кварталом. Тарифы и связанная с ними неопределенность по-прежнему будут снижать рост примерно на 0,7 процентного пункта в 2025 и 2027 годах.