Союзники Украины заявили во вторник, что они согласились предоставить стране многоуровневые международные гарантии обороны в рамках предложения по прекращению агрессии России.
На ключевой встрече в Париже лидеры европейских стран и Канады, а также представители США и высокопоставленные чиновники из Европейского союза и НАТО заявили, что предоставят передовым силам Украины оборудование и обучение, а также окажут им поддержку с воздуха, суши и моря, чтобы сдержать любые будущие нападения России.
Размеры сил поддержки не были обнародованы.
Премьер-министр Великобритании Кир Стармер заявил, что встреча принесла «отличные результаты», но предупредил, что «самое сложное еще впереди», отметив, что российские атаки на Украину продолжаются.
Он сказал, что союзники будут участвовать в мониторинге и проверке любого перемирия под руководством США, поддерживать долгосрочное предоставление вооружений для обороны Украины и работать над обязательными обязательствами по поддержке Украины в случае любой будущей атаки со стороны России.
Стармер добавил, что мир возможен только в случае компромисса со стороны России, а «Путин не демонстрирует готовности к миру».
В случае прекращения огня, по его словам, Великобритания и Франция «создадут военные центры по всей Украине и построят защищенные объекты для хранения оружия и военной техники, чтобы поддержать обороноспособность Украины».
Президент Украины Владимир Зеленский заявил, что в ходе переговоров был достигнут прогресс, хотя обязательства должны быть ратифицированы каждой страной, чтобы они могли быть реализованы после любого урегулирования.
«Мы определили, какие страны готовы взять на себя лидерство в вопросах обеспечения безопасности на земле, в воздухе и на море, а также в вопросах восстановления», — заявил Зеленский на пресс-конференции в Париже. «Мы определили, какие силы необходимы. Мы определили, как эти силы будут действовать и на каких уровнях командования».
Он сказал, что детали того, как будет работать мониторинг, еще предстоит определить, как и размер и финансирование украинской армии.
Президент Франции Эммануэль Макрон заявил, что заявление о безопасности, одобренное союзниками Украины, является «важным шагом» на пути к прекращению вторжения России.
В совместном заявлении говорится, что союзники также согласились продолжить долгосрочную военную помощь и поставки вооружений вооруженным силам Украины, которые «останутся первой линией обороны и сдерживания» после подписания любого мирного соглашения.
По данным администрации Макрона, в встрече приняло участие беспрецедентное количество официальных лиц — 35 участников, включая 27 глав государств и правительств. Виткофф и зять Трампа Джаред Кушнер встретились с Макроном в Елисейском дворце для проведения подготовительных переговоров перед встречей.
Зеленский встретился с Макроном перед саммитом. Также состоялась встреча военных руководителей Франции, Великобритании и Украины, в которой принял участие верховный главнокомандующий НАТО, американский генерал Алексей Гринкевич. По словам главы французской армии, основной темой переговоров было обеспечение гарантий безопасности. Главы армий других стран коалиции присоединились к встрече в режиме видеоконференции.
В администрации Макрона сообщили, что первоначально американскую делегацию должен был возглавить госсекретарь Марко Рубио, но он изменил свои планы после военного вмешательства США в Венесуэле.
Зеленский заявил в минувшие выходные, что потенциальное развертывание европейских войск по-прежнему сталкивается с препятствиями, важные детали не согласованы, и «не все готовы» направить свои войска.
Он отметил, что многим странам потребуется одобрение законодателей, даже если лидеры согласятся на военную поддержку Украины. Но он признал, что поддержка может быть оказана и в других формах, помимо войск, например «посредством оружия, технологий и разведданных».
Зеленский заявил, что развертывание в Украине войск Великобритании и Франции, единственных стран Западной Европы, обладающих ядерным оружием, будет «крайне важным».
«Говоря откровенно как президент, даже само существование коалиции зависит от того, готовы ли некоторые страны усилить свое присутствие», — сказал он. «Если они совершенно не готовы, то это не совсем «коалиция желающих».