Выставка в Балтиморе исследует место кошек в средневековых рукописях и народных поверьях. Как домашние питомцы, незаменимые охотники или духовные символы, коты встречаются в текстах, изображениях и легендах, раскрывая общество, в котором природное и сверхъестественное постоянно взаимодействуют.
В Художественном музее Уолтерса в Балтиморе уникальная выставка под названием Лапы на пергаменте исследует и отмечает изображение кошек в средневековых рукописях. «Лапы на пергаменте» исследует, как люди в Средневековье воспринимали, взаимодействовали и восхищались котами из-за присутствия этих животных в рукописях того времени», — говорится на веб-странице выставки. Выставка, которая продлится до 22 февраля 2026 года, освещает разнообразные роли, которые исполняли коты в средневековом обществе: любимые питомцы, враги грызунов, переносящих болезни, а также неумышленные уничтожители рукописей.
Среди представленных экспонатов есть рукопись 1470-х годов, покрытая отпечатками лап, замазанных чернилами. Похоже, что уже столетие назад коты проявляли такое же безразличие к труду своих хозяев, как и сегодня. Каждый, кто жил с котом, может представить себе сочетание развлечения и разочарования фламандского писца, который, вернувшись, обнаружил на своей работе кошачьи граффити. Современный эквивалент: ряд нелепых букв, появившихся на экране после небрежного похождения кота по клавиатуре.
«Такие предметы имеют силу переносить время, поскольку они говорят каждому, кто когда-либо имел кота», — рассказывает Линли Энн Герберт, один из кураторов музея. По ее словам, куратор погрузилась в первоисточники — средневековую поэзию, имена, которые давали домашним животным, энциклопедии и бестиарии — чтобы лучше понять средневековый взгляд на кошек. Ее вывод: «Многие люди в Средневековье любили своих кошек так же, как и мы».
Однако коты выполняли в то время чрезвычайно практическую и важную функцию: контролировали популяцию грызунов, чтобы защитить запасы пищи, книги и ткани, а также сохраняли здоровье своих хозяев, уничтожая грызунов, являвшихся переносчиками болезней. Вот почему на средневековых иллюстрациях кошки обычно изображаются в погоне за мышами.
Средневековый разум функционирует по глубоко аналогичной логике, воспринимая постоянные соответствия между физическим и духовным измерениями. Относительно кошек, мыслители того времени видели в их убийственной эффективности охоты образ преследования грешных душ дьяволом, который стремится их увлечь и мучить, равно как кот играет со своей добычей.
Коты также появляются в произведениях средневековой святой и мыслительницы Хильдегарды фон Бинген, утверждавшей, что получает от Бога видение о функционировании и сущности природного мира. В своей книге «Физика» она пишет, что как минимум вызывает удивление: «Кот (cattus) притягивает к себе плохие настроения. Он не испытывает отвращения к воздушным духам [демонам], и они не испытывают отвращения к нему. Кошка имеет определенное природное родство с лягушкой и змеей».
В таких текстах можно заметить, что в средневековом мировоззрении физические существа взаимодействуют с нематериальными существами – воздушными духами – и также имеют таинственные связи с другими животными, в данном случае с лягушками и змеями. Средневековое мировоззрение было очень интегративным.
Религиозное значение животных также запечатлено в итальянском полотне XV века, представленном на выставке, «Мадонна с ребенком и котом». По данным журнала Smithsonian, произведение вдохновлено легендой, связанной с Рождеством Иисуса: Мария молится, чтобы сохранить ребенка в тепле; появляется кот, прыгает в ясли и прижимается к новорожденному. В благодарность Мария пишет на лбу животного букву «М», что, как говорится, является причиной появления полосок на шерсти тигровых кошек. Картина, как и рассказ, иллюстрируют, как животные и мир постоянно переплетаются с религиозными темами в средневековой культуре.
В исламском мире кошки имеют особое значение и ценятся за свою элегантность и опрятность. Согласно веб-сайту Muslim Heritage, некоторые мусульманские легенды вспоминают о «каринасе» — дружелюбных духах, которые, как считается, живут в телах кошек, особенно ночью. Среди выставленных произведений есть турецкая версия XIII века трактата «Чудеса творения», на которой изображен черный котик.
Кроме художественных изображений в выставке принимают участие и настоящие коты. Музей отмечает выставку, позволив четырём котятам из приюта Baltimore Animal Rescue and Care Shelter «посетить» залы – момент, настолько взволновавший куратора, что она решила забрать двух из них к себе.
Выставка отдает дань уважения тому, как коты от Средневековья до наших дней оставляют отпечатки своих лап в искусстве и жизни людей.