В 1853 году префект Жорж-Эжен Осман из французского департамента Сены начал один из самых масштабных и выдающихся проектов городской реконструкции в истории – реконструкцию Парижа. Эта реконструкция стала шедевром французского классицизма.
Более половины современного города было построено под его руководством, а еще больше – по его планам. Его влияние на парижскую и мировую архитектуру невозможно переоценить.
Сегодня этот пример продолжает вдохновлять реконструируемые и расширяющие Париж и его пригороды архитектурные проекты. Среди них — Ле-Плесси-Робинсон и пригород Марн-ла-Валле, а также Сена и Марна, два больших успеха современной городской реконструкции.
Оба района построены на принципах нового классицизма, возрождения традиционных архитектурных стилей и нового урбанизма, применяющего традиционные принципы городского развития к реалиям современной жизни. Ле-Плесси-Робинсон является одним из самых успешных примеров современного городского обновления; Марн-ла-Валле – ведущий пример архитектуры нового классицизма и нового урбанизма во Франции.
Расположенный на юго-западе Парижа, Ле-Плесси-Робинсон является политически отдельной, но все же городской «коммуной», официальным символом для французского города с собственным правительством. Хотя большинство мест, где преобладает архитектура нового классицизма и нового урбанизма, было первоначально построено в этих стилях, Ле-Плесси-Робинсон имеет совсем иную историю.
Основанное более 1000 лет назад, Ле-Плесси-Робинсон имело невнятную историю вплоть до 20 века. В 1940-х и 1950-х годах местное коммунистическое правительство построило квартиры в современном стиле, которые до 1990-х годов были в плачевном состоянии. Кроме негативного общественного мнения, фасады квартир не гармонировали с остальным Парижем.
К 1989 году план развития коммуны был завершен. Но в прямом и переносном смысле эта территория также приходила в упадок. Многие коммерческие объекты стояли пустыми, бедность была распространенным явлением, здания разрушались, а местные власти были почти банкротом. Безликие утилитарные здания способствовали низкому качеству жизни.
Филипп Пемезек был избран мэром Ле-Плесси-Робинсон в 1989 году. Он понимал, что для возрождения коммуны необходима как эстетическая, так и структурная реконструкция. Вскоре он поручил этот проект Франсуа Споэрри, выдающемуся французскому архитектору-неоклассицисту. Споэрри был наиболее известен благодаря средиземноморскому приморскому городку Порт-Гримо.
Но Споэрри умер в 1999 году, всего через четыре года после того, как девелоперы наконец-то заинтересовались Ле-Плесси-Робинсоном. Его помощник Ксавьер Болл принял проект. Другие архитекторы-неоклассицисты и неоурбанисты, в частности Жан-Кристоф Поль, Мануэль Сильва, Марк и Нада Брейтман, также внесли свой вклад. Брейтманы специализировались на общественном жилье. Кроме того, Пемезек обеспечил непрерывность проекта, занимая должность мэра Ле-Плесси-Робенсона в течение 31 из последних 35 лет.
В течение этих десятилетий часть коммуны была в основном отремонтирована, а часть снесена и перестроена. Основным источником вдохновения стал османский классицизм, с некоторым включением других традиционных стилей.
Район Кур-де-Виль в Ле-Плесси-Робинсон, в большинстве своем творение Споэрри, является, пожалуй, самым ярким примером французского классицизма. Хотя здания, простирающиеся на целые кварталы, не всегда симметричны от начала до конца, их отдельные секции отличаются классической симметрией.
Преобладают прямые линии, хотя, как часто бывает во французском классическом стиле, фасады некоторых зданий изгибаются вокруг круговых перекрестков. Дороги и пешеходные дорожки покрыты округлыми арками. Сдержанный базовый дизайн часто сочетается с яркой расцветкой. Высокие, круто наклонные, а иногда и изогнутые внутрь крыши придают традиционный французский шарм.
В других частях коммуны представлен французский ренессансный стиль, сочетающий классицистические и готические элементы. Среди самых выдающихся сооружений — вилла Ментенон, крутые двускатные крыши и фасады верхних этажей с фахверковой конструкцией буквально увенчают преимущественно классистическое сооружение, в котором сочетается готическая эстетика. Подобные сочетания можно увидеть в большей части района Плесси-Капиталь Коммуны.
На другом конце стилистического спектра La Maison des Arts является образцом архитектуры нового классицизма (вдохновленной итальянским ренессансом). Красный купол создан по образцу шедевра Филиппо Брунеллески, спроектированного для собора во Флоренции.
В значительной степени благодаря этому эстетическому и архитектурному обновлению Ле Плесси-Робинсон превратился в культурно-динамический, экономически успешный, чистый и безопасный городской район.
Приблизительно в 30 милях к северо-востоку города Марн-ла-Валле и Сена и Марн использовали те же принципы с подобным успехом. На пути от Марны к Сене расположено 27 городов. Большой размер данной местности обусловил архитектурное обилие этих городов. В этом районе можно найти немало замечательных столетних построек. Так же как и примеры утилитарной архитектурной стерильности, заботящейся исключительно о функциональности и безразличной к эстетике.
Но новый классицизм и новый урбанизм сыграли немаловажную роль в (в основном новом) развитии этих районов в последние десятилетия, особенно в 10 коммунах «округа» Сена и Марн, Валь-д'Европа.
По иронии судьбы, район Валь-д'Европа имеет одну из самых высоких концентраций новых сооружений, напоминающих центры в Османском стиле. Площадь Тоскана (Place de Toscane) является ярким тому примером. Соседняя гостиница L'Elysee стала примером того же стиля.
Другие новые или запланированные здания основываются на традиции палладианства, в основном минималистической и не украшенной интерпретацией классицизма. Сюда входят Виктория-Парк и Квартал-де-Парк.
Одним из самых уникальных построек является торговый центр Val d'Europe. С округлым стеклянным сводом и широким использованием железа для колонн и перил он в значительной степени вдохновлен работами Гюстава Эйфеля. Здание напоминает постройки, созданные для Всемирной выставки 1878 г. в Париже, в частности Дворец промышленности (Palais de l'Industrie) и Галерея машин (Galerie des Machines).
Сектор Валь д'Европа, успешный во всех отношениях, также стал важным центром французского делового мира.
Вместе с Ле Плесси-Робинсоном, Марн-ла-Валле и Сена и Марн, классическая традиция Франции продемонстрировала свою способность сочетаться с современной жизнью в социальном, культурном и политическом центре страны. Эти две общины способствуют дальнейшему развитию одного из крупнейших городов мира, которое началось почти два столетия назад.