Ассоциации защиты животных обвиняют Марокко в намерении убить бездомных собак перед чемпионатом мира по футболу 2030 года, который оно совместно организует, но королевство отрицает эти обвинения, утверждая, что, наоборот, принимает все необходимые меры для их защиты.
В основе предложенной правительством программы лежит метод TNVR (Trap, Neuter, Vaccinate, Return), который заключается в том, чтобы ловить, стерилизовать, вакцинировать и выпускать бездомных собак, идентифицированных с помощью бирки на ухе, на их территорию.
Марокканское государство утверждает, что с 2019 года отдает предпочтение этому способу контроля собачьей популяции, который также позволяет уменьшить риски для здоровья, такие как бешенство, и отрицает существование политики истребления на национальном уровне. В среднем, ежегодно в Марокко регистрируется 100 000 укусов бездомных собак. Власти сообщили о 33 случаях смертельного бешенства в 2024 году.
Но с момента объявления о совместной организации Марокко чемпионата мира по футболу 2030 года, несмотря на опровержения марокканской стороны, за рубежом нарастает полемика.
Несколько организаций по защите животных утверждают, что темпы истребления бездомных собак, которые, по их оценкам, уже составляли несколько сотен тысяч в год, усилились.
Во Франции певец Дэвид Халлидей, сын Джонни, в письме президенту Международной федерации футбола назвал это «жестоким массовым убийством», а Фонд Брижит Бардо призвал ФИФА дисквалифицировать Марокко как страну-хозяйку.
Организации говорят, что опасаются, что вся популяция бездомных собак в стране, которую они оценивают примерно в три миллиона, может оказаться под угрозой. Эта цифра регулярно появляется в прессе, хотя марокканские власти не имеют точных данных о количестве бездомных собак.
Министр внутренних дел Абдельуафи Лафтит осудил «атаки СМИ» с «неправильными и вырванными из контекста данными».
Законопроект о защите бездомных животных, принятый 10 июля правительством, в настоящее время рассматривается в парламенте. Согласно версии, с которой ознакомилось AFP, он предусматривает штраф в размере от 450 до 1900 евро или наказание в виде двух-шести месяцев тюремного заключения за «умышленное убийство или пытки» бездомного животного.
Но несмотря на правительственные постановления, призывающие местные органы власти внедрять TNVR, забой животных продолжается с помощью ружей или отравления стрихнином, как свидетельствуют видео, распространенные в социальных сетях.
Мохаммед, 60-летний охранник, до сих пор помнит, как видел стерилизованную и вакцинированную суку, отравленную «убийцей собак, который работал на муниципалитет» Танжера. «Я слышал, как она кричала, прежде чем увидел, как она умерла», — рассказывает он AFP.
Он сотрудничает с 52-летней марокканкой Салимой Кадауи, основательницей проекта Hayat («жизнь» на арабском языке), которая с 2016 года обработала более 4600 собак в этом городе на севере Марокко, используя TNVR.
По словам г-жи Кадауи, «для местных властей присутствие собак на улицах создает плохой имидж», объясняет она, утверждая, что именно власти отдают приказы об отстреле.
Однако, по ее мнению, «чрезвычайно важно» оставить собак на их территории. «Они являются борцами против бешенства»: в случае вторжения бешенной собаки они отгоняют ее и «защищают граждан».
Марокко выделило более 22 миллионов евро на строительство «ветеринарных клиник, соответствующих необходимым стандартам» для проведения TNVR, уверяет Мохаммед Рудани, руководитель отдела гигиены и зеленых насаждений Министерства внутренних дел.
Салима Кадауи подчеркивает необходимость распространять знания о том, как правильно вести себя во время нападения собак, и предупреждает об опасных суевериях, например, о убеждении одной женщины, что для предотвращения бешенства достаточно плюнуть на рану.