ІСТИНА І ТРАДИЦІЇ

В Украине распространена «чёрная» археология — эксперт

Великая Эпоха

Украинские коллекционеры часто покупают подделки — таких очень много, говорит учёный секретарь Института археологии Украины Алексей Корвин-Пиотровский и добавляет: он видел не одну подделку даже в коллекции Виктора Ющенко.

Часть материалов археологической экспедиции, организованной Институтом археологии в Вышгороде, 2012 год. Фото: Алина Маслакова/Великая Эпоха
Часть материалов археологической экспедиции, организованной Институтом археологии в Вышгороде, 2012 год. Фото: Алина Маслакова/Великая Эпоха
Встречаются в собраниях коллекционеров и настоящие вещи, но неизвестного происхождения, добытые неизвестно где и неизвестно кем. На мировых рынках они стоят в несколько раз меньше, чем атрибутированные предметы, рассказывает эксперт специально для Великой Эпохи. Но в Украине они продаются дорого.

«В силу своей неграмотности наши чиновники переплачивают в 3—5 раз от цен мировых», — говорит Алексей Корвин-Пиотровский. Такие предметы часто продаются на «рынке антиквариата», который собирается каждую последнюю субботу месяца в выставочном центре возле станции метро «Левобережная». Очевидцы рассказывают, что приезжает покупать предметы старины на рынке даже бывший президент Виктор Ющенко.

Добытое «чёрными» археологами

Могут появляться в частных музеях и вещи, добытые «чёрными» археологами, считают учёные. Показателен в этом плане фильм, который снял о себе один из основателей музея Трипольской культуры Александр Полищук, говорит учёный секретарь Института археологии.

«Заключительные кадры, где господин Полищук стоит на фоне пластиковых ящиков, в которых в соляной кислоте моется керамика, свидетельствуют о том, что она к нему поступает от кого-то в немытом виде, у него происходит процесс мойки керамики, её склейки и т. д.», — утверждает Алексей Корвин-Пиотровский.

Во дворе частного музея трипольской культуры. Снимок с видео пользователя Spiritics на Youtube
Во дворе частного музея трипольской культуры. Снимок с видео пользователя Spiritics на Youtube
Интересно и то, что ранее сам Александр Полищук сказал журналисту Великой Эпохи, что все экспонаты их музея прошли атрибутацию. Такую экспертизу проводят в Институте археологии. Однако, по утверждению учёного секретаря института, экспонаты музея «Древняя Аратта — Украина» атрибутации не имеют.

Ставит под сомнение Алексей Корвин-Пиотровский и версию Александра Полищука о том, откуда у него трипольские древности. Сам коллекционер рассказывал, что скупал их у других коллекционеров, преимущественно евреев по национальности, которые эмигрировали.

«Эти коллекционеры, которых я знал в течение 15—20 лет, не могли вывезти свои экспонаты за границу официально, а неофициально можно было попасть в советскую тюрьму», — рассказывает Александр Полищук. Так, по словам коллекционера, он скупил 10—15 коллекций, в которых были и артефакты трипольской культуры.

Во дворе частного музея трипольской культуры. Снимок с видео пользователя Spiritics на Youtube
Во дворе частного музея трипольской культуры. Снимок с видео пользователя Spiritics на Youtube
Учёный секретарь Института археологии считает такое объяснение маловероятным:

«В данном случае я господину Полищуку верю так же, как и нашей власти. Я знаю евреев, выезжавших за границу, — они не коллекционировали трипольские вещи — они коллекционировали золото и деньги», — говорит Алексей Корвин-Пиотровский и объясняет: в те времена о Трипольской культуре вообще было известно в первую очередь специалистам. А коллекционировали в советское время в основном изделия из драгоценных металлов античной, скифской эпохи, утверждает учёный.

Впрочем, неподтверждённые артефакты есть и в других известных коллекциях. В 2008 году коллекция «Платар», поехав на выставку в Ватикан, пересекла границу не как археологические ценности с соответствующей экспертизой — такой экспертизы Институт археологии также не проводил.

Предметы с шифрами

«Не могу сказать абсолютно точно, но к этой группе могут относиться такие предметы, которые пропали из музеев. Когда-то давно, когда была выставка „Платар“, там были даже какие-то материалы, на которых были шифры», — говорит Алексей Корвин-Пиотровский.

Учёный объясняет: эти вещи могут быть из краеведческих музеев, это может быть собранное археологами, то, что они не сдали в фонды и оставили у себя дома для исследований. В случае смерти таких учёных их дети могли передать кому-то эти предметы, продать или даже выбросить на свалку.

Частный музей трипольской культуры. Снимок с видео пользователя Spiritics на Youtube
Частный музей трипольской культуры. Снимок с видео пользователя Spiritics на Youtube

Печальная слава

«Я считаю, что частное коллекционирование в таком виде, как оно существует в Украине, не украшает, а скорее позорит Украину», — говорит Алексей Генрихович.

Учёный приводит пример: после трипольской выставки в Ватикане, в которой принимали участие государственные коллекции Румынии и Молдовы и вещи из частных коллекций из Украины, вышел каталог. В нём под каждым экспонатом из Молдовы и Румынии стояла подпись: какого учёного эта находка, из какой экспедиции, где хранится, каким периодом датируется, к чему относится и т. д. Все украинские вещи сопровождались следующей подписью: «Трипольский горшок. Трипольская культура. Украина».

Алексей Корвин-Пиотровский говорит, что этот факт был отмечен в прессе, в том числе, в научной. «Это был стыд», — отмечает он.

Государственные экспонаты в частных музеях

Археологические находки, которые принадлежат государству, передать в частные музеи сейчас сложно. Однако при наличии чётких законодательных условий, от того, что артефакты будут сдаваться в аренду, сможет получить пользу Институт археологии. Если финансировать частный музей возьмётся какой-то серьёзный меценат и будет платить страховую и арендную стоимость артефактов под государственные гарантии, Институт археологии мог бы предоставить такому частному музею свои археологические предметы.

Однако пока этот вопрос не урегулирован на законодательном уровне, археологи опасаются, что в случае предоставления частным лицам таких вещей, назад они их потом могут не получить.