ІСТИНА І ТРАДИЦІЇ

Возобновляемые источники энергии — немецкий эксперимент

Великая Эпоха
День 6 сентября стал исторической датой для немецкой энергетической промышленности. Именно в этот день либерально-консервативное правительство Ангелы Меркель пообещало поддержать позиции страны в ядерной энергетике и таким образом продлить жизнь ядерным электростанциям, которые ранее предполагалось ликвидировать. Это создало препятствия для развития перспективной отрасли возобновляемых источников энергии, которая сегодня занимает 16% немецкого энергетического рынка.

Демонстрация против решения Меркель о продлении жизни атомным электростанциям ещё на 15 лет, что вызвало определенный стопор в переходе на возобновляемые источники энергии. Фото: Sean Gallup/Getty Images
Демонстрация против решения Меркель о продлении жизни атомным электростанциям ещё на 15 лет, что вызвало определенный стопор в переходе на возобновляемые источники энергии. Фото: Sean Gallup/Getty Images
Противоречивое решение Меркель, вызвавшее бурное негодование, было нецелесообразным. Причина в следующем.

Для большинства немцев день 14 июля 2010 года не был особо примечательным, если не считать температуру, которая превысила 30°С. Однако в этот день рекорд был поставлен не в температуре, а в использовании солнечной энергии. 14 июля впервые количество электроэнергии, полученной солнечными электростанциями по всей стране, превысило 50% произведённой электроэнергии 17 атомных электростанций, работающих одновременно.

Возобновляемая энергия прошла свою критическую точку, а страна сделала ещё один шаг в переходе от атомной и угольной энергетики к возобновляемым источникам энергии. Кроме того, семь месяцев назад Германия получила необычный рождественский подарок. Сильные ветра 26 декабря 2009 года подарили бесплатную электроэнергию: ветряные турбины произвели около 20,1 мегаватт. Это привело к удешевлению цены на неё — 20 евроцентов за 1 кВт.час. Угольные же электростанции были вынуждены платить за электроэнергию, а не продавать её.

Эти два дня дали зелёный сигнал Германии — страна может достичь 100%-го использования возобновляемых источников энергии.

В течение десятилетий различные движения по защите окружающей среды, процветающие ветро- и гелиоэнергетика (энергия солнца), а также немецкая Партия Зеленых мечтали о полном переходе на возобновляемые источники энергии. И сейчас у этого начинания есть политическая поддержка. Даже консервативный министр окружающей среды Норберт Роттген из Христианского демократического союза поддерживает идею.

Развитие этой отрасли считается технически достижимым. Более того, во всём мире Германия играет роль первооткрывателя. Подобно тому, как первые покупатели iPhone и «гуглофонов» с системой Android приобретают их по завышенной цене, немцы также платят по сверхвысокому тарифу за усовершенствование технологии возобновляемых источников энергии, тестируя её достоинства и недостатки. Другим странам, когда технологию отработают и испытают, возобновляемые источники энергии уже будут стоить в разы дешевле по мере увеличения спроса.

Германия получает выгоду, становясь экспертом в этом растущем рынке. Действительно, если раньше основной аргумент для развития возобновляемых источников энергии заключался в противодействии изменению климата и уменьшении выбросов углекислого газа, то сейчас заговорили о энергетической безопасности и множестве новых рабочих мест, которые обеспечит возобновляемая энергия.

Но развитие данной технологии сталкивается и с определенными трудностями. Германия имеет не самые подходящие условия для возобновляемых источников энергии. Ей не хватает энергии вулканов как в Исландии, или длинного побережья с сильными ветрами, как в Ирландии, Великобритании или Марокко. Да и в отличие от Норвегии, которая производит основную часть электроэнергии с помощью гидроэнергетики для всего лишь 4,8 млн населения, Германия должна обеспечить ею более 80 млн человек.

Однако из этого можно сделать вывод: если технология будет реализована здесь, в центре Европы, то это будет возможно осуществить везде.

В 2008 году немецкое производство электроэнергии на 70% зависело от импорта угля, газа, нефти и урана.

Стратегическая цель, поставленная в конце 1990-х, заключалась в достижении 10%-го использования возобновляемых источников энергии в общем обороте электроэнергии. В 2009 году было произведено 9,8 мегаватт солнечной энергии, а также 25,8 гигаватт энергии ветра. В настоящее время 16% электроэнергии изготовляется возобновляемыми источниками. И эксперты считают возможным переход от 16 к 100%. Немецкое правительство недавно изменило стратегическую цель достижения к 2020 году 20%-го показателя использования возобновляемых источников энергии на 30%. Немецкая ассоциация производителей возобновляемой энергии идёт ещё дальше, утверждая, что к 2020 году можно достигнуть и 47% использования.

Панели солнечных батарей на новом заводе немецкой компании Bosch Solar Energy в Арнштадте, восточная Германия, 20 августа 2010 г. Завод будет выпускать оборудование для использования возобновляемых источников энергии. Фото: Johannes Eisele/AFP/Getty Image
Панели солнечных батарей на новом заводе немецкой компании Bosch Solar Energy в Арнштадте, восточная Германия, 20 августа 2010 г. Завод будет выпускать оборудование для использования возобновляемых источников энергии. Фото: Johannes Eisele/AFP/Getty Image
100% — не за горами

Консультативный орган по научным вопросам немецкого правительства опубликовал исследование, которое проводилось Немецким институтом авиации и космонавтики. Исследователи подсчитывали 24 часа в сутки в течение всего года средние показатели производства солнечной и ветряной энергии. Результаты их исследования однозначны: полный переход на возобновляемые источники энергии не только технически достижим, но и экономически выгоден. Увеличение бюджета инвестиций в эту отрасль будет компенсирован меньшими затратами на импорт угля и газа.

Правительственный комитет по защите окружающей среды также опубликовал исследование, сфокусированное на региональных преимуществах и коммуникациях: в то время как ветер имеет силу на севере и востоке, солнца больше достаётся югу, в других же частях страны есть потенциал использования энергии биомассы и гидроэнергии. В целом эти особенности регионов можно использовать для балансирования производства электроэнергии в течение всего года.

Наиболее важный кирпичик в немецкой политике касательно возобновляемых источников энергии — это льготный тариф. Он гарантирует фиксированную цену на возобновляемую энергию, которая будет уменьшаться в процессе дальнейшего перехода на её полное использование в стране. Это простая идея увеличила инвестирование в возобновляемые источники энергии в 18 странах Европейского Союза, а также в Японии, Бразилии и Канаде. Для наглядности: В 2009 году Германия благодаря этим новшествам предотвратила выбросы 74 млн тон углекислого газа в атмосферу.  Министерство охраны окружающей среды хвалит и другую выгодную сторону дела — 300 тысяч новых рабочих мест в отрасли чистой энергетики.

Затраты или инвестиции?

Затраты — хитрый вопрос, разумеется. Критики, такие как специалист по охране окружающей среды Джордж Монбиот, считают, что льготный тариф стоит слишком дорого. Это правда: цена на электроэнергию в Германии возросли более чем на 60% за последнее десятилетие. Но министерство охраны окружающей среды Германии утверждает, что этот тариф виноват не более чем в десятой части от этого подорожания, или около $ 3 в месяц на среднестатистическую семью.

Но игра стоит свеч, учитывая, что Германия не только испытывает данную технологию как первооткрыватель, но и формирует мировой рынок.

Организация McKinsey & Company совместно с Имперским коледжем провели исследование «Путеводитель в 2050 год» относительно возможности достижения «процветающей, свободной от углекислого газа Европы». Вывод исследования: Европа может последовать немецкому примеру и полностью перейти на возобновляемые источники энергии путём создания «умных электросетей» с мощными трансмиссионными линиями между севером и югом. Для начала между Францией и Испанией, а также Италией и её соседями. Без этих трансмиссионных линий будет невозможно распределять ветряную и солнечную энергии по всей Европе.

Ветряная турбина недалеко от города Биттерфельда, Германия, 20 августа 2010 года. Германия инвестирует в возобновляемые источники энергии, включая энергию солнца и ветра. Фото: Andreas Rentz/Getty Images
Ветряная турбина недалеко от города Биттерфельда, Германия, 20 августа 2010 года. Германия инвестирует в возобновляемые источники энергии, включая энергию солнца и ветра. Фото: Andreas Rentz/Getty Images
Несмотря на множество аргументов за возобновляемые источники энергии, тема остаётся объектом дискуссий. Хотя Роттген, министр охраны окружающей среды, всецело поддерживает это начинание, ему противостоит мощное лобби интересов атомной энергетики со стороны его однопартийцев. Из-за решения, принятого Ангелой Меркель, продлить существование атомных электростанций, Роттген проиграл этот бой. Вероятнее всего, федеральные суды будут также рассматривать данный вопрос, поскольку оппозиционные партии уже заявили о своём намерении обратиться к ним.

Германия решила ликвидировать атомную энергетику постепенно, однако это изменение в политике либерально-консервативной коалиции будет означать определенный стопор в развитии отрасли возобновляемых источников энергии. Ведь мощность больших атомных и угольных электростанций для покрытия базовой нагрузки оставляет мало шансов для менее стабильных солнечных и ветряных электростанций. Возвращение к атомной энергетике принесёт четырём наибольшим объектам отрасли превысокие прибыли, составляющие в среднем 1 миллион евро в день на каждую атомную электростанцию.

Этой осенью тема будет продолжать ходить на устах. Но голос общественности ясен — более 80% населения поддерживают полный переход на возобновляемые источники энергии, как показали результаты опроса, проведенного институтом социологических исследований FORSA.

Тем временем, основное место базирования правительства уже перешло на возобновляемые источники энергии: в парламентских зданиях установлены крыши с панелями солнечных батарей. Рейхстаг имеет собственную геотермальную электростанцию. А последует ли за правительственными зданиями и остальная часть страны, будет решено в последующих месяцах. Ключ — в политической воле, а не технической или экономической достижимости.

Автор Даниэль Боэз — репортёр берлинского журнала Zitty. Опубликовано с разрешения YaleGlobal Online, интернет-издания организации Yale Center for the Study of Globalization. Yale Center изучает вопросы, связанные с тенденциями глобализации.