В чём секрет грибов, светящихся в темноте?

Некоторые грибы, как известно, светятся в темноте. Почему? Исследователи предполагают, что они развили такую уникальную способность, чтобы привлекать ночью насекомых и чтобы те разносили их споры. Однако интересно то, что гриб «включает» и «выключает» свет в зависимости от времени суток.

Грибы из рода мицена, сфотографированные с длинной экспозицией. Фото: The Asahi Shimbun via Getty Images
Об этом говорится в недавнем исследовании, опубликованном в журнале Current Biology. Некоторые грибы излучают ночью бледно-зелёное свечение. В частности, биолюминесцентными являются опята, оранжево-красные клитоцибе и много грибов из рода мицена.

Но больше всего свечения излучает Neonothopanus gardneri, который растёт под кокосовыми пальмами. Его и решили исследовать американские и бразильские учёные. Ранее считалось, что грибы, которые излучают свечение, светятся и днём. Однако оказалось, что днём они «выключены» — гриб экономит свою энергию.

А ночью включённое свечение грибов привлекает насекомых, которые и разносят споры — такова уникальная особенность этих организмов.

Раньше учёные считали, что грибы более близки к растениям, чем к животным, но сейчас все чаще склоняются к теории о том, что грибы — своего рода животные. Большую часть их тела составляет грибница, система разветвлённых нитей. Распространяясь, она может покрывать огромные площади — так, в США была обнаружена грибница, покрывающая 9,6 квадратных километров земли.